Top.Mail.Ru

Каждому свое

21.01.2002

Событие, о котором здесь говорится, случилось в воскресенье 20 января в музее В. Маяковского в Москве. В афише было заявлено, что в этот вечер буде проводиться чтение стихов поэтов-декадентов.

Вместо молодых людей с рассеянным взглядом, добрых старичков-поэтов, продающих книги, изданные на собственные деньги, первое, что бросилось в глаза, – крепкие молодые люди в черных рубашках с короткими стрижками, которые стояли на входе и раздавали листовки. На рукавах у них были повязки с надписью “Царский опричник”. Один их них сурово глянул на моего друга и прошипел: “Чего приперся, жид!” Дальше – больше. Вместо поэтов в фойе музея стояли все те же молодые парни и продавали видеокассеты, литературу, газеты фашистского содержания. Здесь, наверное, было все, чем увлекается отмороженная часть российского общества: запрещенный во всем мире “Триумф воли”, документальная хроника об СС, речи Гитлера с переводом, кинохроника расстрела евреев и т. д. Каждая кассета снабжалась подробной аннотацией. Как только я подошел к столу, продавец, спросил, чем именно я интересуюсь: записями расстрелов и пыток или речами вождей. Я промямлил, что, мол, просто смотрю, и ради интереса купил газету “Я – русский”. Издается эта, с позволения сказать, газета Народной национальной партией. Лидер этой партии – А.К. Иванов-Сухаревский. Он не раз выступал по телевидению и оправдывал действия скинхедов, в частности, после погрома в Царицыно. Он отрыто признает, что это сделали его люди, но по своей воле, поэтому, дескать, он за них не отвечает.

Большего бреда я в своей жизни не читал. Начнем с главного заголовка газеты: “Пока погром не грянет – еврей не перекрестится”. На первой полосе – статья об убийстве олимпийской чемпионки по фигурному катанию Киры Ивановой. Собственно, статья даже не об этом. Автор, О. Гранитов, сокрушается о судьбе русского народа, порабощенного евреями. “В страшных муках погибла национальная героиня России. … И погибла она так потому, что была русская – русская по крови. Сюрреалистическая картина ее гибели достойна картины кисти Сальвадора Дали “Изнасилованная и убитая Россия”. В одном ряду с ней стоит … Эля Кондратюк и еще миллионы других замученных в Гулаге Френкеля и раскулаченных Эпштейном”. Вот все, что говорилось в статье об убийстве К. Ивановой. Видимо, газета эта рассчитана на особого рода читателей, которые немедленно должны сделать вывод, что виноваты в смерти фигуристки евреи. Что ж, это значительно облегчает работу автора: не надо постоянно повторять обвинения в адрес евреев.

Была также статья под заголовком “У евро – азиатское лицо”. Автор не знает, что означает слово “семит”, а потому записывает в эту категорию и евреев, и народы стран Азии. Суть статьи в том, что Европу хотят превратить в азиатский базар, вследствие чего русские должны сдавать доллары и покупать евро, чтобы подорвать положение США. Доллары, по мнению автора, несут зло, так как их ввели евреи. К публикации прилагается коллаж: доллар, на котором вместо президента изображен Любавичский Ребе. Материал подготовлен Экономическим отделом партии.

“Ну, если у них такие экономисты, — подумал я, — долго они не протянут”. Однако я ошибся. Знакомый мне маленький зал поэтических вечеров музея Маяковского превратился в подобие модной дискотеки. В центре стоял ди-джейский пульт, за ним – экран, на котором постоянно показывали шествия скинхедов, свастики, расстрелы в концлагерях и прочее. Все это сопровождалось немецкими маршами и кровавой подсветкой. Надо сказать, свет, звук и видеомонтаж были сделаны очень профессионально, не в домашних условиях. Интересно, откуда у Народной национальной партии такие деньги? Я присел с краю и стал ждать начала выступления. Обстановка более всего напоминала сходку какой-то оккультной или террористической организации, но никак не была похожа на вечер декадентской поэзии. Я решил из интереса послушать, какие же стихи будут читать.

Состав участников был таков: Алина Витухновская, Руслан Бычков, Ольга Артемьева, а также Владимир Епифанцев, который должен был читать стихи Витухновской.

И вот начался вечер. Первым выступал поэт, фамилия которого не была заявлена в программе, а произнес он ее нечетко, так что я не могу ее привести. Монотонным, заунывным голосом он начал: “Веди нас, фюрер, веди нас в бой!..” Выступал он долго. Стихи в основном были посвящены прославлению фашизма, смерти и Гитлеру. Также он прочел стихотворение про 11 сентября и теракт в токийском метро, устроенный последователями Асахары и секты Аум Сенрикё. Оба события, разумеется, были актом борьбы против мирового зла – сионизма. Фанатичная декламация сопровождалась многократным вскидыванием руки в фашистском приветствии, заунывной музыкой и кадрами из нацистской кинохроники. Когда поэт наконец закончил, зал взорвался аплодисментами и криками “Хайль!”, “Бей жидов!” Что касается художественного содержания, оно отсутствовало вовсе. Конечно, зарифмовать можно все, в том числе и фашистские призывы, но зачем? Вечер поэзии все больше походил на митинг. Вслед за новым фюрером (язык не поворачивается назвать этого человека поэтом) выступил следующий участник. Тематика и реакция зала была та же. Надо сказать, народу пришло довольно много. Люди стояли в проходе, а те, кто не мог пройти в зал, передавали диктофоны для записи “шедевров творчества”.

Затем вышел Руслан Бычков, редактор газеты “Царский опричник”, и начал быстро-быстро что-то бормотать, тряся бумажкой. Микрофон сделали погромче, и я понял, что он не собирается читать стихи. Это была своеобразная лекция. Бычков обрушился с критикой на книгу “жиденка Фромма” “Адольф Гитлер как типичный случай некрофилии”. Далее – все по программе: объединение православия и фашизма, новый мировой порядок, тотальное уничтожение евреев. Лекция проходила под одобрительные выкрики “Хайль!”. После его слов “Евреи захватили Россию. Если ты – русский, ты должен убить жида. Если ты русский, ты должен стать настоящим фашистом…” зал рукоплескал. Несомненно, на тех, кому нравятся подобные идеи, такое психоделическое оформление произвело большое шее впечатление. Представьте сами: маленький зал, таинственное освещение, ощущение некой избранности всех собравшихся, причастности к чему-то великому…

Я решил все же остаться до конца хотя бы ради того, чтобы наше издание потом не обвиняли в голословности. Следующей выступала Ольга Артемьева. Она явно чувствовала себя не в своей тарелке: на ней не было никакой фашистской символики и агрессивного макияжа. Может быть, в пику собравшимся она надела перед выступлением на черное платье Могендовид и стала декламировать стихи под гитару. Но не успела она начать, как из зала раздались недовольные выкрики и свист. “Манишма, сволочь жидовская!” – закричал кто-то с заднего ряда, едва поэтесса начала декламацию. Надо сказать, за весь вечер это было единственное выступление, которое произвело приятное впечатление. У Артемьевой действительно замечательные стихи и даже обстановка и оскорбительные выкрики не испортили впечатления. Ольга, кстати, тоже прочитала стихотворение про теракт 11 сентября, правда, от лица матерей, которые потеряли своих детей в здании ВТЦ. Трудно описать, какую ненависть вызвало это стихотворение. Мне казалось, что в следующую минуту в девушку полетят пивные бутылки. Она хотела прочитать что-то еще, но, с отвращением подняв глаза на публику, не решилась и ушла. Вслед ей неслась матерная брань и угрозы. И опять место на сцене занял первый выступавший. И снова публика, уже к этому моменту изрядно выпившая, рукоплескала фашистским речам.

Что можно сказать об этом событии? Среди смешанных чувств, которые оно вызвало, можно выделить три: недоумение, возмущение и горечь. Во-первых, совершенно непонятно, как такие собрания могут проходить в музее Маяковского, в центре Москвы. Возмутительно то, что такое культурное место было превращено в рассадник самого настоящего фашизма. Во-вторых, хочется надеяться, что в России появятся законы, запрещающие не только подобную агитацию, но и само существование экстримистких партий. Тогда поэты будут читать стихи, барды петь песни, а фашисты сидеть в тюрьме. Каждый будет на своем месте.

Александр Штейнман

{* *}