Top.Mail.Ru

Культура не для всех

07.08.2002

Правозащитники направили письмо в Генпрокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по статье 282 УК РФ ("возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды"). Московское Бюро по правам человека (ОКЗЕ) попросило прокомментировать «взрывоопасный» учебник известного московского религиоведа Юрия Табака.

Книга "Основы православной культуры" (выпущенный издательством "Покров"), написанная А.В. Бородиной, рекомендована "Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви" в качестве учебника по предмету "История религиозной культуры" для старших классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Тем самым, было бы естественно предположить, что по тому же предмету будут изданы другие учебники, раскрывающие основы культуры других религиозных культур — ислама, иудаизма и пр. Сама идея издания серии соответствующих учебников представляется вполне разумной и оправданной, в силу вопиющей неграмотности школьников в вопросах столь важного фактора общественной и культурной жизни, как религия. С другой стороны, подготовка и содержание такого рода учебников должна быть тщательно выверена, с учетом мультикультурного и мультирелигиозного характера нашей страны, а также с учетом известной межнациональной и межрелигиозной напряженности, имеющей место в России, особенно в последние десятилетия. В общем введении в предмет ("Предмет истории религиозной культуры") автор учитывает это обстоятельство: по его мнению, изучение истории многообразных религиозных традиций необходимо, помимо прочего, "из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не знают духовных ориентиров друг друга, религиозных убеждений им связанных с ними традиций" (с. 8), тем более, что "каждый человек сегодня находится в духовных поисках и часто очень болезненно реагирует на непонимание, неделикатные высказывания, попытки ограничить его права на свободу религиозных убеждений и т.п." (там же). Полученные "знания в области религии должны помочь... не оказаться жертвами религиозного фанатизма" (с. 10). С подобными положениями автора невозможно не согласиться. Остается посмотреть, как А.В. Бородина реализует собственные убеждения при переходе собственно к рассуждениям о православной культуре. Каким образом автору (судя по всему, любящему и ценящему православную культуру) удалось рассказать о ней и, вместе с тем, остаться "деликатной"?

В разделе "Что мы знаем о православной религии?" автор, помимо вполне справедливых рассуждений об огромной роли православной культуры в российском государстве, высказывается о "сектантах" (вероятно, представителях различных протестантских деноминаций) и, в более общем смысле, о "распространителях" (с. 17) иных религий. Автор называет их активность "чрезмерной", хотя не совсем понятно, каковой следует считать допустимую верхнюю планку миссионерской активности. В этом смысле чувствуется негативное отношение к "сектантам", но надо признать, что автор достаточно сдержан, видя даже пользу в их деятельности — вкусив плоды последней, многие россияне, по мнению автора, вернулись к родным православным традициям. Также чувствуется, что автор недолюбливает и атеизм, но, опять же, ограничивается лишь резкими словами по поводу агрессивно-атеистической идеологии исключительно советского периода, действительно сыгравшей очень печальную роль. Далее автор кратко излагает историю раннего христианства и Православной Церкви, рассказывает о появлении христианства на Руси и излагает основы православной веры. Изложение четко выдержано в духе традиционного православного учения.

Сразу же отметим, что очень содержательными представляются последние три разделы учебника, посвященные церковной архитектуре и иконописи, а также преданиям о житиях православных святых. По сути дела, эти разделы, снабженные значительным иконографическим материалом, служат отличным образовательным материалом и их следует признать большой удачей автора.

Наиболее проблематичной следует признать второй раздел книги, а точнее, ту его часть, где излагается содержание Нового Завета. Дело в том, что окончательный текст Нового Завета, каким мы его знаем, появился в результате продолжительной истории борьбы различных течений в иудейском мире I в., а также борьбы нарождающихся языкохристианских общин с иудеохристианами. Соответственно, в Новом Завете нередко встречаются резкие полемические пассажи, направленные против "иудеев". Суть таких обвинений и даже сам их адресат (в Евангелии нередко под определением "иудеи" понимается вполне конкретная та или иная общественно-религиозная группа) до сих пор являются предметом оживленной полемики в академической исторической науке. Однако традиционное христианское богословие, начиная с раннего святоотеческого периода, воспринимало эти обвинения буквально, обвиняя весь еврейский народ в смерти Христа и преследованиях христиан. И если католические и многие протестантские теологи и историки основательно пересмотрели свои оценки евангельских событий, то православное христианство, укорененное в святоотеческом предании, исповедует антииудейские взгляды до сих пор. Поэтому не приходится удивляться, что в изложении новозаветных событий и раннего периода существования Церкви у автора встречаются такие пассажи как " жестокие преследования (христиан — Ю. Т.) со стороны иудеев" (с.23), "иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа" (с. 112) "иудеи подговорили народ, чтобы он требовал распятия Христа". Удивительным скорее было бы, если бы подобные пассажи не встречались. Наиболее неверно с точки зрения соответствия евангельскому тексту сформулирован вопрос к одному из параграфов: "Почему иудеи распяли Христа?" — поскольку в Евангелии ясно говорится о том, что распяли Христа римские солдаты, хотя и по наущению иудейской верхушки и с одобрения черни. Подобный перенос вины с римлян на иудеев, оказывающихся единственными виновниками смерти Христа, характерен для средневековой христианской теологии и имел печальнейшие последствия для евреев. Но именно его характерность для средневекового христианства и православия, как преемника средневековых традиций, не ставит такой вопрос в книге "Основы православной культуры" в разряд чего-то из ряда вон выходящего. Кроме того, в предшествующем тексте самого параграфа все же утверждается, что приговорил Иисуса к смерти Пилат.

В целом же нельзя не признать, что автор учебника вполне добросовестно излагает Библию и православное вероучение. И если бы этот учебник изучался в православной гимназии или в воскресной школе, то вопросов никаких бы не возникало — более того, этот учебник написан лучше многих других существующих. Однако очень большие вопросы возникают именно с точки зрения рекомендации этого учебника для светских общеобразовательных школ. Здесь учебник распадается как бы на две части. Последние три раздела носят вполне нейтральный и познавательный характер и способствовали бы умножению знаний учащихся, независимо от их религиозных убеждений. Вводные разделы в известной мере проникнуты православным пафосом — например, Божественность Христа признается "истиной" (с.27) — и не совсем приемлемы для учеников, исповедующих другие религии или учеников-атеистов, но все же с известной натяжкой также могут быть названы нейтрально-просветительскими. Иное дело — раздел, связанный с Новым Заветом. Так, всякий иудей, прочитавший этот раздел, может почувствовать себя оскорбленным, поскольку на иудеев здесь возводится вина в смерти Спасителя мира: современные иудеи совершенно иначе интерпретируют евангельскую историю, как впрочем, современные католики, многие протестанты, светские историки и атеисты. И любой аналогичный учебник, написанный с конфессиональных позиций, неизбежно вызовет решительное неприятие со стороны части учащихся. В известной мере вопрос можно решить факультативным изучением основ той или иной религиозной традиции вне школьной программы и исключительно на добровольной основе, но и здесь вызывает сомнения возможность равного подхода к учащимся, обладающим различными религиозными убеждениями, а также лишенным таковых.

Вместе с тем, изучение основных религиозных традиций представляет важную составляющую изучения учащимися культуры в целом. Выход здесь может быть найден в попытке создать чисто информативное, познавательное учебное пособие, примером которому могут послужить три последних раздела пособия А.В. Бородиной. Разумеется, здесь довольно трудно добиться стопроцентного результата (каждому автору присуще свое мировоззрение, что находит свое отражение и в его труде), но стремиться к подобной объективности необходимо.


{* *}