Говорят, что театр — это искусство, которое невозможно зафиксировать — что оно живет ровно столько, сколько длится спектакль, звучат аплодисменты и горят огни рампы. Но есть в истории театра имена, ставшие нарицательными и знаковыми для тех, кто считает творчество одной из важных вещей в жизни: и в своей, и в жизни целого народа. Одно из таких имен мы раскроем перед Вами — и в весьма неожиданных воспоминаниях современников, и в собственноручных свидетельствах этого человека, и в интересном (совсем неочевидном) окружении других культурных героев российского еврейства.
Начнем со справки и повода, который позволил нам собрать эту
уникальную информацию, познакомить с ней Вас — и обсудить ее вместе. Итак:
1890. В Двинске родился Соломон Михоэлс -- великий еврейский актер и режиссер. Настоящая его фамилия Вовси. Прежде чем стать артистом, он недолго учился в Киевском коммерческом институте и на юрфаке Петербургского университета. После Октябрьской революции поступил в открывшуюся в Петрограде Еврейскую театральную студию (впоследствии знаменитый Государственный еврейский театр) и в 1929 году стал художественным руководителем коллектива.
В СССР Михоэлса любили за уникальный артистический талант. Единственная память о нем -- крохотный эпизод в финале фильма "Цирк".
Он был лауреатом Сталинской премии, главой Еврейского антифашистского комитета. Летом 1943 года Михоэлс привез из США, Канады и Англии десятки тысяч долларов -- пожертвования еврейских организаций.
В конце войны прославленный актер подписал письмо к Сталину с просьбой создать в Крыму Еврейскую АССР. Иосифу Виссарионовичу идея не понравилась, и Михоэлса решили тихо убрать.
Он погиб в январе 1948 года во время гастролей в Минске. По официальной версии, Михоэлс и его приятель -- писатель Сергей Голубов -- попали под грузовик.
Истинные обстоятельства вскрылись лишь в 1951 году, когда арестовали Виктора Абакумова, бывшего министра госбезопасности СССР. Как оказалось, писатель Голубов был агентом ГБ. Он получил задание пригласить Михоэлса за город, на дачу к своим друзьям. Дача под Минском принадлежала шефу белорусского МГБ Цанаве. Там уже ждал заранее подготовленный грузовик, под колеса которого бросили Михоэлса и Голубова (агентом пожертвовали для правдоподобия спектакля). Утром трупы отвезли в город.
Похороны Михоэлса были чрезвычайно пышными, но очень скоро, когда борьба против космополитов была в самом разгаре, о покойном заговорили как о "буржуазном националисте".