Top.Mail.Ru

Война с перерывом на обед

14.11.2002

Подходит к концу традиционный V Петербургский Осенний Фотомарафон, представивший в этом году свыше 20 фотографических выставок различных направлений и жанров. Галерея Техно-Арт-Центр в культурном центре «Пушкинская-10» представила выставку израильского фотографа Сергея Гранкина. На выставке, кроме фотографий, были показаны репортерские работы Сергея — телекорреспондента израильского отделения канала RITV.

Сергей Гранкин, бывший ленинградец и иерусалимец, несостоявшийся филолог, а ныне профессиональный фотограф, окончивший факультет фотографии иерусалимского колледжа Хадасса, репортер израильского отделения телекомпании RITV и «поселенец» (житель «оккупированных территорий»).

Фотопроект Сергея Гранкина — это репортаж о жизни и войне. В 1998 году в Берлине, в «Panorama Gallerie», на выставке с названием «Война с перерывом на обед» были с успехом представлены фотографии из Бейт-Лехема, Хеврона и Рамаллы. Сергей Гранкин скорее не художник, а вдумчивый журналист и аналитик, пытающийся своими фотографиями напомнить миру о приоритете человеческой жизни даже во время войны.

- Сергей, почему вы решили сделать выставку в Петербурге?



- Если бы выставку предложили делать не в Питере, я бы не пошел на это. Но, будучи бывшим ленинградцем, стараюсь пользоваться любой возможностью приехать, прокатиться на пароходике, показать фотографии. На телевидении я привык к другому темпу: репортаж ведь делается за несколько часов, а выставка – кропотливое занятие: подбор фотографий, печать, множество организационных моментов. Постоянная проблема всех журналистов: хочется, чтобы, как в газете, тебя увидело сразу множество людей.

- Давайте поговорим немного о самих фотографиях. Вас не пугает доступность эффектного материала для съемки? Ведь в Израиле, чтобы сфотографировать девушку, пьющую кофе на набережной Тель-Авива с автоматом наперевес, нужно просто в пятницу не полениться выйти из дома.

— Собственно поэтому все мои снимки сделаны на местах событий, в самых горячих точках. Этим отличаются израильские журналисты от иностранных корреспондентов. Те вполне могут себе позволить снять пару молодых людей с «узи», идущих по центру Иерусалима. На российском телевидении это выглядит экзотично, а для меня, конечно, такое невозможно. Кроме того, я стараюсь уделять внимание технике. Например, некоторые снимки сделаны на слайдах, большое значение имеет цвет композиции.



- Расскажите немного о своей работе на телевидении. Что это за канал -RITV?

- Эта аббревиатура означает Russian International Television. Международный телевизионный канал, вещающий на русском языке везде, кроме России. Я работаю там в ежедневной программе новостей, в израильском блоке.

- Во время войны в Югославии (1999 год) и сейчас вам приходилось работать с иностранными коллегами. Думаю, у вас с ними разное восприятие войны, разный подход. Можете сформулировать в чем?

— Я живу на войне. Война для меня – это, прежде всего, работа инстинктов: реагируешь на звук, на интонацию, начинаешь предчувствовать, когда и где что-то случится. Иногда до мистики доходит. У западных журналистов этого вообще нет. Для них война – что-то совсем другое. Меня очень удивило в Косово (мой единственный пока опыт цивилизованной войны рядом с европейцами), что в пресс-службе НАТО абсолютно такой же кавардак, как и в других местах. Но что больше всего меня удивило в западных журналистах, даже в отличие от израильтян, это их зашоренность и ангажированность. Они заранее все знают: я знаю, где будет, а они знают, как это должно быть. Даже не ездят на место события — пишут заочно и картинки подбирают под это свое «должно быть».

Ну и потом у израильских журналистов совсем другой стиль работы: они, как и русские, более «безбашенные», но свободнее ориентируются в западном мире, чем их российские коллеги. Опять же армия израильская прибавляет смекалки.

- А вы не устали от войны?

— Устал. В последнее время даже стараюсь не ездить на автобусе.

Правда, водители автобусов меня тоже не любят: недавно два раза не открыли мне двери. Наверное, моя журналистская жилетка с карманами, вечно набитыми отснятыми кассетами, пленками и камерами, выглядит подозрительно…

- А почему вы переехали из Иерусалима в поселение Баркан? На территориях жить не страшней?

- Иерусалимскому жителю только в Газе покажется страшней. Баркан – особенное место: туда принимают только семейные пары, только с высшим образованием и не соблюдающие традиции. Свежий воздух, школа детям нравится. Штахим – это же условность. У нас только 30 процентов арабского населения. Рядом с иерусалимским районом Пизгат-Зеев их и то больше...

- Я вижу, что вы без фотоаппарата. Не хочется взять в руки фотоаппарат и сделать выставку, может быть, петербургской фотографии в Израиле?

- Возможно, пока не знаю. После большой работы всегда есть ощущение, что больше такого повторить не сможешь. Надо немного переждать.





Мирьям Вольфсон

{* *}