Top.Mail.Ru

Иудаизм и искусство: надо чаще встречаться

13.07.2007

satellite.jpgРезультатом совместных усилий Фонда «Ади» и Музея Израиля стало проведение выставки «Один за всех». Помещение иерусалимского Дома художника, возможно, станет для экспозиции музея альтернативной выставочной площадкой на время проведения его двухгодичной реконструкции, поскольку большую часть музейных залов планируется закрыть уже в конце июля, сообщает «The Jerusalem Post». Пожалуй, основной проблемой для организаторов выставки стало отсутствие парковки, что делает посещение мероприятия удобным только в Шаббат.

Фонд «Ади» был основан в 2001 году в память покойной Ади Дермер (урожденной Блумберг) и фокусирует свою деятельность на установлении более тесных связей между традиционными еврейскими ценностями и искусством. Каждые два года комитет наблюдателей от Фонда определяет тематику для проведения международного конкурса на соискание Премии «Ади» «за еврейское самовыражение в искусстве и дизайне», а работы финалистов представляются на специально организованной выставке. В этом году к 13-ти вошедшим в шорт-лист присоединились несколько выбранных куратором проекта Тимной Селигман художников, тематика творчества которых близка к заявленной в конкурсе.

Связь содержания многих представленных на выставке авторских работ с эфемерной конкурсной тематикой довольно условна — они интересны посетителям сами по себе. Одни участники черпали вдохновение из иудаизма и еврейских ритуалов, в то время как другие делали акцент на роли индивида в современном обществе. Третьи же пытались концептуально связать иудаизм как общинную религию с его действительной значимостью для всего общества. Уриэль Мирон, к примеру, сотворил из спрессованных кусков пластиковых стульев нечто очень напоминающее скелеты динозавров в музее естественной истории, объяснив данный образ иронической надписью на идиш: «Nur Oyf Simchas» («Мы должны встречаться только по праздникам»).

Присутствуют в экспозиции и довольно эффектные примеры того, как цифровая фотография может выглядеть в увеличенных масштабах. Так, одной из жемчужин выставки стало фотополотно, изображающее мужественного полицейского-пограничника в полном военном обмундировании, на которого любуются юный хасид и маленький еврейский мальчик, переодетый арабом для пуримшпиля. В галерее представлены также элегантные и восхитительные работы австралийки Джуди Орстав, в которых каллиграфические мазки в японском стиле сочетаются с абстрактными формами, образующими силуэт наподобие распахнутого кимоно.

Ольга Лешукова

{* *}