Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
28.08.2007
Каждый месяц тысячи израильтян посещают Манхэттен, многим из них вскоре предстоит увидеть и новую выставку картин Писсарро в Еврейском музее, пишет «The Jerusalem Post».
Настоящее имя Камиля Писсарро (1830-1903) — Жакоб. Жакоб Пизарро. Он появился на свет в семье богатых сефардских евреев на карибском острове Сен-Тома (Виргинские острова) и, скорее всего, содрогнулся бы от отвращения, если б знал, что его картины выставят в еврейском музее как творения еврейского художника, да еще на Пятой авеню. Он всю жизнь сторонился как религии, так и семейного бизнеса, женился на нееврейке из рабочей семьи. Жена родила ему пятерых сыновей, которым он пытался привить интерес к рисованию. Писсарро получал анархистские газеты и разделял взгляды их авторов, презирая капиталистов и всю буржуазию. И при всем том оставался мягким человеком, с готовностью помогавшим встать на ноги молодым коллегам, например Гогену. Как еврей и анархист он оказался во Франции чужаком и даже зная о нарастающем антисемитизме, ни секунды не жалел о том, что он еврей.
Среди первых учителей Писсарро можно назвать Камиля Коро, у которого талантливый еврейский художник обучался элементам композиции. Однако вскоре он покинул все салоны и отказался от стиля Барбизонской школы, примкнув к импрессионистам — главным бунтарям в искусстве того времени, потрясавших консервативных критиков обилием красок и качеством цвета. Писсарро был единственным художником, которому удалось выставить свои полотна на всех восьми импрессионистских выставках. Под конец своей жизни, благодаря серии полотен с видами Монмартра, он прослыл величайшим городским импрессионистом.
В конце XIX века художники забросили мифологию и окунулись в реальную жизнь. Ван Гога и Писсарро вдохновили картины Жана-Франсуа Милле, изображавшие полную ежедневных трудностей крестьянскую жизнь.
В экспозиции «Камиль Писсарро — впечатления о городе и деревне», представленной на курируемой Кареном Левитовым нью-йоркской выставке, содержатся 49 полотен, а также работ, выполненных акварелью на бумаге или шелке, отобранных из частных коллекций Герберта Клеппера и Симоны и Алана Хартман. На многих картинах изображены любимые сюжеты художника: крестьянские женщины на сельских рынках.
Некоторое время Писсарро находился под сильным влиянием так называемого пуантилизма — техники, использовавшей раздельные мазки правильной, точечной или прямоугольной формы. Он быстро освоил новую технику, но его произведения в этой манере оказывались болезненно слащавыми, с налетом сентиментальности, и совершенно ему не свойственными. Даже самая доработанная из его картин того периода напоминает коробку приторно-сладких шоколадных конфет. К счастью, вскоре он оставил это увлечение.
Ближе к старости художник больше не мог выходить на улицу, чтобы рисовать. Вместо этого он сидел у распахнутых окон комнат в отелях и несмотря на быстро ухудшавшееся зрение запечатлевал увиденное. Именно эти, написанные в зрелый период работы и стали вершиной его творчества и вершиной импрессионизма в области передачи света и атмосферных эффектов.
Роберт Берг