Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
25.09.2013
Российский еврейский музей и центр толерантности в Москве в рамках V Московской биеннале современного искусства 23 сентября открыл выставку «Везде чужие». Этим проектом музей продолжает свою выставочную программу, в рамках которой с апреля этого года организовывались экспозиции «Ле Корбюзье — архитектор книги», «Судьбы в годы Великой Отечественной войны: письма и воспоминания красноармейцев-евреев» и выставка коллекции предметов иудаики семьи Штейнхардт.
В рамках выставки «Везде чужие» демонстрируются 100 выдающихся произведений искусства из собрания австрийских коллекционеров Эдуарда и Яны Померанц. В коллекцию семьи Померанц вошли работы Франсиса Алиса, Адели Абдессемед, Марины Абрамович, Яэль Бартаны, Лоуренса Вейнера, Брюса Наумана, Джозефа Кошута, Вали Экспорт, арт-группы «Клэр Фонтейн» и многих других художников.
«Для нас большая честь, что собрание Эдуарда и Яны Померанц вошло в специальную программу V Московской биеннале. Это замечательный проект, в рамках которого представлены работы ключевых фигур в искусстве 1960-1990-х годов. Его осуществление еще раз подтверждает идею о том, что происходит процесс интеграции русского искусства в мировое художественное пространство», — отметил комиссар биеннале Иосиф Бакштейн в своем выступлении на пресс-конференции, посвященной открытию выставки.
Куратор экспозиции, художественный критик из Франции Ами Барак отметил, что Вена в начале XX века была центром европейского модернизма, притягивавшим самых видных коллекционеров актуального искусства той эпохи. Однако после Второй мировой войны сложилась ситуация, при которой город, ранее считавшийся значительным культурным центром, во многом лишился этого статуса. Осознание масштабов этой потери сподвигло выходца из Одессы Эдуарда Померанца создать фонд Pomeranz Collection и представить свое собрание на суд общественности.
«Мне с самого начала, когда Эдуард позвонил и предложил сотрудничать, этот проект показался совершенно замечательным. Идея воплотить его задумку в жизнь показалась мне интересной, но, в то же время, достаточно трудной», — поделился впечатлениями Ами Барак.
Название выставки — «Везде чужие» — как пояснили организаторы, заимствовано у одной из неоновых работ арт-группы «Клэр Фонтейн». Эдуард Померанц, по словам Ами Барака, всегда был уверен в том, что искусство в первую очередь должно отсылать зрителя к образу «Чужого» или «Другого». Эта инаковость довольно часто используется современными художниками в качестве метафоричного языка, которым герои их произведений доносят до аудитории главную концепцию работ. По мнению председателя правления Еврейского музея и центра толерантности Боруха Горина, восприятие мира через призму чуждости — это основа разнообразия и толерантности общества. «Толерантность подразумевает под собой принятие “Чужого” не только потому, что он может стать своим. Должно быть осознание того, что он способен обогатить нас культурно, духовно и морально», — считает Борух Горин.
Отвечая на вопрос, почему для демонстрации коллекции был избран именно Еврейский музей, Борух Горин подчеркнул, что в случае с этой конкретной выставкой «сошлись все карты». Во-первых, экспонаты коллекции представляют определенный интерес для центра: концепция «Другого» и в искусстве, и в философии, и в жизни знакома еврейскому народу. Во-вторых, немаловажно и то, что история семьи Померанц имеет прямое отношение к тематике основной экспозиции музея — истории российского еврейства. Наконец, Борух Горин особо отметил, что демонстрация работ из коллекции в пространстве для временных экспозиций (одной из трех частей территории бывшего Бахметьевского автобусного парка) предоставляет еврейскому по содержанию и задумке музею уникальную возможность привлечь зрителя, который интересуется не столько историей еврейского народа, сколько искусством и культурой в целом. «Так или иначе, мы все равно найдем пути, с помощью которых современная коллекция окажется связанной с нашими идеями. В итоге посетители привыкнут, что не надо искать черную кошку в темной комнате — достаточно общих философских и концептуальных взглядов», — резюмировал Борух Горин.
Отталкиваясь от концепции «Другого», Ами Барак собрал воедино весьма неоднородные работы, каждая из которых обладает своим собственным настроением. Он разделил экспозицию на шесть частей: «Преамбула», «Коммунизма никогда не было», «Последний перформанс», «В мире шрифтов», «По следам счастья», «Профильные черты» и «Как обустроить уютный уголок». Несмотря на разноплановость, произведения всех художников, как уточнил куратор, отмечены тяготением к концептуализму и минимализму. В них также явно прослеживается интерес к повествовательной линии и вопросам, связанным с историей и памятью. Ами Барак пояснил, что в процессе собирания своей коллекции Эдуард Померанц отдавал предпочтение работам, в которых четко прослеживается красноречиво представленная художником история. Это внимание к описательности стало впоследствии трансформироваться в увлечение Померанца восточноевропейским авангардом — чешским, словацким, румынским, а также российским ответвлением этого художественного направления.
В числе наиболее значимых произведений в коллекции куратор выставки выделил хрестоматийные работы — известную фотографию «Вдох/выдох», на которой Марина Абрамович и Улай дышат одним дыханием; присутствующую во всех учебниках по искусству работу «Один и три молотка» Джозефа Кошута; купленные на блошином рынке «Парные портреты красного носа», в которые Ханс-Петер Фельдман вдохнул новую жизнь.
Ами Барак также обратил внимание на работы, отсылающие зрителя к историческому дискурсу: композицию румынского художника Киприана Мурешана «Коммунизма никогда не было». Автор обратился к прошлому при помощи букв, вырезанных из старых пропагандистских пластинок. Франсис Алис собрал свою композицию «15+1» из фотографии Иосипа Броз Тито. Напоминающий о проблемах миграций «Спрессованный быт» Сигалит Ландау — композиция из матрасов в виде сэндвича между двумя дверями.
Завершающими выставку Ами Барак назвал два произведения, затрагивающие вечную тему поиска смысла бытия и логики Вселенной: «Ступени» Сила Флойера и «Уран» Стано Филко. «Ступени» представляют собой 24 акустические колонки, из которых доносится стук шагов, однако сама лестница ведет из ниоткуда в никуда. В центре работы «Уран» зритель увидит сделанную из различных элементов звезду Давида, которая может быть понята не только как религиозный атрибут, но и как символ человеческой культуры, возникающей вместе с космическими планетами после «Большого взрыва».
Борух Горин, подводя итог, подчеркнул, что у семьи Померанц, собравшей столь обширную и разнохарактерную подборку произведений искусства, «очень интересный взгляд на себя и на свое место в мире коллекционирования». Он выразил надежду, что материалы этой выставки станут со временем экспонатами постоянной экспозиции Еврейского музея.
Яна Шебалина