Top.Mail.Ru

Поздравление главного раввина России(73)

04.05.2007

lazar.jpg6 мая евреи повсюду в мире отмечают Лаг ба-Омер, праздник единства. Семьи выезжают на природу, разжигают праздничные костры. И вспоминают при этом о двух исторических событиях, которые праздничными никак не назовешь, — об эпидемии, поразившей две тысячи лет назад учеников великого мудреца рабби Акивы, и о кончине раби Шимона Бар-Йохая, автора основной книги Каббалы, трактата «Зоар».

Почему вдруг в основу праздника легли печальные события? И какое отношение они имеют к идее единства людей? Чтобы разобраться с этими вопросами, нам придется рассмотреть Лаг ба-Омер в более широком контексте. Название праздника, «Лаг ба-Омер», переводится как «33-й день омера». «Омером» называется промежуток времени в семь недель, разделяющих два главных весенних праздника, Песах и Шавуот. То есть уже само название показывает, что идея Лаг ба-Омер неразрывно связана с идеями двух других праздников.

Песах — праздник исхода из Египта; Шавуот — праздник дарования Торы на 50-й день после Исхода. Наши мудрецы объясняют, что время между ними, «омер», есть важнейший период человеческого становления. В Песах мы вышли из рабства на свободу, то есть освободили свое тело. В Шавуот получили от Б-га святую Тору, то есть освободили душу. «Омер» — это время, когда тело уже свободно, а душа только готовится к восприятию Б-жественного откровения. Дни «омера» надо использовать с максимальной эффективностью именно для того, чтобы душа человеческая созрела для получения Торы.

Одним из главных элементов в этом процессе является достижение правильного понимания жизни и смерти. Человек живет, но в какой-то момент умирает, это закон природы, то есть закон от Б-га. Что остается от умершего? Талмуд учит нас, что если человек жил только для телесных удовольствий, он после смерти потеряет все, что накопил, потому что тело его разлагается в могиле. А если предпочитал радости духовные, его вечная душа сохранит накопленные за период жизни удовольствия и после смерти тела поднимется на более высокий уровень.

Великий праведник Шимон Бар-Йохай всю свою жизнь отдал сфере духа, и для него смерть означала только освобождение от оков бренного тела, обретение новых возможностей, приближение души к Б-гу. Поэтому он просил своих учеников, чтобы в день его смерти, 33-й день омера, они устроили праздник.

Отсюда мы приходим к идее человеческого единства, основополагающей идее Лаг ба-Омер. «Человек телесный» живет для себя, всю жизнь он пытается ублажать свое тело, а после смерти о нем никто и не вспомнит. «Человек духовный» живет для других, потому что такими Б-г создал наши бессмертные души — они тянутся друг к другу, любят друг друга, испытывают самое большое удовольствие, принося радость другой душе. Когда он уйдет, светлая память о нем сохранится в сердцах людей, которые его знали, а его творчество, обращенное к другим душам, останется в веках. Об этом свидетельствует жизнь рабби Шимона Бар-Йохая — его нет с нами уже почти две тысячи лет, но плоды его дел живы и поныне.

В Талмуде говорится, что эпидемия среди учеников рабби Акивы возникла из-за раздоров между ними. Они были умными и образованными людьми, но не поняли главной заповеди, которую дал нам Б-г, — заповеди взаимной любви и уважения. Каждый стремился только к собственному возвышению. Поэтому те из них, кто умерли, не оставили о себе памяти. А когда оставшиеся поняли свою ошибку и покаялись (это произошло как раз в 33-й день омера), эпидемия прекратилась. И дальше они прошли жизнь бок о бок, заботясь друг о друге, творя на благо людей, — и остались в памяти благодарных потомков.

{* *}