Top.Mail.Ru

Виталий Гинзбург: «Мне жаль, что я не верю в Б-га»

25.07.2007

Четвертый день со страниц газет и информационных интернет-сайтов на лауреата Нобелевской премии по физике академика Виталия Гинзбурга льются потоки грязи. Выдающегося ученого, всю свою жизнь трудившегося на благо и процветание своей родины, обвиняют в насаждении антидуховных настроений в российском обществе. В телефонной беседе с корреспондентом Jewish.Ru, состоявшейся сегодня утром, ученый еще раз подчеркнул, что является атеистом и не лоббирует интересы каких-либо религиозных, политических или этнических групп и организаций.

"Мне жаль, что я не верю в Б-га, — признался 90-летний ученый. — Я сейчас очень тяжело болен, не могу ходить... Мне бы очень хотелось поверить в то, что Б-г есть, чтобы Он помог мне.... Но к сожалению, я не верю в Б-га, я атеист. Однако атеист я не воинствующий, я не призываю бороться с религией, я призываю заниматься наукой и просвещением".

Одна из ведущих российских газет в среду опубликовала на своем веб-сайте статью под заголовком "Под чью дудку пляшет академик Гинзбург?" Авторы материала предприимчиво сопроводили публикацию фотографией (позаимствованной, очевидно, из архива), на которой были изображены зажигающий ханукальные свечи нобелевский лауреат физик Виталий Гинзбург и стоящий рядом с ним главный раввин России Берл Лазар. Казалось бы, невинная иллюстрация еврейского праздника… Но при сопоставлении названия статьи и фотографии у читателя не должно возникнуть никаких сомнений в том, под чью именно "дудку пляшет академик Гинзбург". И можно уже даже статью саму не читать. Тем более что в статье не упоминаются ни главный раввин, ни еврейская община, ни праздник Хануки. Напрашивается вывод — на страницах известной общероссийской газеты российского читателя дешевыми средствами пытаются ввести в заблуждение. Однако если бы это произошло на страницах только одного, пусть и весьма уважаемого издания, это, быть может, и не привлекло бы столь пристального внимания автора этих строк. Но за последние пару дней на академика Гинзбурга ополчились практически все российские СМИ — и печатные, и электронные. Обычно для определения такого рода кампаний используется достаточно однозначный и исчерпывающий термин — травля.

Все началось с опубликованного вечером в воскресенье Открытого письма российских ученых к президенту России Владимиру Путину. Свои подписи под обращением поставили десять академиков Российской академии наук: физики Евгений Александров, Жорес Алфёров, Лев Барков, Виталий Гинзбург, Эдуард Кругляков и Анатолий Черепащук, биолог Гарри Абелев, гематолог Андрей Воробьев, геофизик Михаил Садовский и генетик Сергей Инге-Вечтомов. В письме ученые выразили свою обеспокоенность "возрастающей клерикализацией российского общества" и "активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни". В частности, академики РАН выступали против введения в программу государственных российских школ предмета "Основы православной культуры" и против внесения специальности "теология" в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комисии. Ученые также выразили обеспокоенность проникновением религии в государственные институты, в том числе в армию, что противоречит 14-й и 28-й статьям Конституции РФ, закрепляющим принцип светского государства, равенства всех религий и свободы совести. Академики подчеркнули в своем письме, что процесс возращения Русской православной церкви в российское общество не должен заходить слишком далеко. Так, по словам члена-корреспондента РАН и члена Общественной палаты Валерия Тишкова, которого цитирует газета "Ведомости", влияние религии на общество может быть благотворным, но расширять сферу влияния церкви следует крайне осторожно.

Реакция на обращение видных российских ученых последовала незамедлительно. Уже на следующий день после публикации письма СМИ пестрили возмущенными заголовками. Авторов письма обвиняли в попытке развала общества и государства, в разжигании межнациональной и межконфессиональной розни, в лоббировании интересов определенных этнических и политических групп населения и даже в том, что ученые отрабатывали некий заказ Запада. И что характерно, практически все обвинения адресовывались именно академику Гинзбургу, хотя подписи, помимо него, под обращением к президенту поставили еще девять ученых.

По мнению депутата Госдумы РФ Дмитрия Рогозина, нобелевский лауреат виновен еще и в том, что сам вызвал на себя поток критики. "Православные активисты возмутились заявлением не только самого Гинзбурга, но ещё и тем, что это Гинзбург… Они имели в виду, что он не имеет права вообще покушаться на православие в силу, просто, своего… — не закончил фразу Рогозин, отвечавший на вопросы в эфире радиостанции "Эхо Москвы" — Я думаю, что господин Гинзбург здесь не прав, хотя он и академик, заслуженный человек, именно в том, что он прекрасно понимает, какую волну он вызовет в свой адрес. А те, которые эту волну гонят, они как раз ждут, когда Гинзбург что-нибудь скажет на эту тему".

Безусловно, ответили на письмо академиков не только так называемые "православные активисты" из радикальных националистических организаций. С официальным заявлением (надо признать, на фоне всеобщей истерии весьма корректным и сдержанным) выступила и сама Русская православная церковь. Так, заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоирей Всеволод Чаплин от имени РПЦ заявил, что "церковь нельзя заключить в рамки приходской жизни". "РПЦ занимается и будет заниматься всем, что волнует людей, так поступает любая религиозная община в свободном мире".

А руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, отвечая на письмо академиков, предположил, что письмо могло стать "политическим заказом определенного министерства — не допустить, чтобы люди и наше общество узнали собственную культуру".

Но дальше всех зашли популярные телеведущие Первого канала, известные своей чрезмерной лояльностью к руководящим структурам государства. Известные журналисты, осудив письмо десяти академиков, обвинили ученых в том, что те действовали по заказу Министерства образования в интересах антироссийских сил. Но как вообще у людей, заслуги которых перед собственным государством ограничиваются лишь желчными оскорблениями в адрес вымышленных врагов своей родины, может язык повернуться обвинять ученых, всю свою жизнь работавших на благо и процветание России, в антироссийской деятельности?! Тем не менее, не задаваясь столь, казалось бы, очевидными вопросами, российские СМИ за несколько часов успели растиражировать заявление новых обличителей ученых-атеистов.

Но, пожалуй, коварнее прочих оказалось одно из самых авторитетных в России информационных агентств, разместившее, так сказать, на злобу дня выдержки из статьи Виталия Гинзбурга, опубликованной три года назад в малоизвестном сетевом альманахе "Еврейская старина", где нобелевский лауреат, ничуть не противореча своим атеистическим убеждениям, писал: "Синагога для евреев была не только молельным домом, но и центром общины. В этой связи понятно, почему даже евреи-атеисты, по крайней мере, многие из них и я в том числе, считают возможной и оправданной в настоящее время известную материальную поддержку синагог". При этом академик выражал свое недовольство чрезмерным влиянием иудаизма на общественную жизнь в Израиле, где, по его мнению, религия также должна быть отделена от государства. Несомненно, брошенная авторитным информационным агентством кость благодарно была принята российским журналистским сообществом, и в адрес еврея Гинзбурга посыпались новые обвинения — от публикаций радикального толка с заголовками типа "Воинствующий безбожник Гинзбург оказался ярым еврейским националистом" и до практически невинных на этом фоне манипуляций с фотографиями в известных общероссийских газетах, о которых автор этих строк упоминал в самом начале статьи.

В 2003 году после вручения Виталию Гинзбургу Нобелевской премии он в беседе с корреспондентом "Jewish.Ru" подчеркнул, что считает себя атеистом, и четко пояснил свою позицию по так называемому национальному вопросу: "Я являюсь интернационалистом и не считаю, что евреи — это избранный народ. По моему мнению, все народы равны. А мое национальное чувство, если его можно так определить, заключается в следующем: если еврей — негодяй, то мне стыдно; если еврей — хороший, то мне приятно".

Истеричная реакция СМИ на обращение видных ученых, представляющих интеллектуальную элиту российского общества и являющихся залогом прогресса государства, должна встревожить не только само общество, но и главу государства. И тем интереснее в свете разразившегося скандала будет ответ президента страны. Если он все же будет…

Александр Фишман

{* *}