Top.Mail.Ru

Главный раввин России о свободе совести и образовании

15.11.2007

lazar3.jpgГлавный раввин России Берл Лазар прокомментировал принятие Госдумой в первом чтении поправок в законы "О свободе совести и о религиозных объединениях" и "Об образовании", устанавливающих для духовных учебных заведений возможность получать госаккредитацию, сообщили в пресс-службе главного раввина России.

 "Мы считаем предложение о государственной регистрации религиозных ВУЗов очень позитивной законодательной инициативой. Думаю, что она послужит не только интересам верующих людей, но и обществу в целом, — отмечает главный раввин. - Люди, которые обучаются в религиозных институтах, далеко не всегда твердо решили избрать карьеру священнослужителя. А даже если и решили – жизнь может сложиться так, что им придется искать себе другое применение. Например, в нашей иешиве, еврейском религиозном ВУЗе, занимаются отнюдь не только студенты, которые собираются стать раввинами. Это люди, которые прежде всего хотят усвоить религиозный взгляд на все, что нас окружает. В иешиве они изучают Талмуд – а Талмуд представляет собой огромный свод национального духовного опыта, накопленного в самых разных областях. В Талмуде есть разделы правового характера, разделы о медицине, о психологии, даже о математике. Поэтому будет только справедливо, если выпускник иешивы будет считаться в глазах государства человеком с высшим образованием: если он решит, что ему лучше подходит светская профессия, ему будет легче получить второе высшее образование".

"Есть и еще один важный аспект проблемы, - добавляет Берл Лазар. - В религиозных учебных заведениях студентов обучают прежде всего определенной методике мышления и логических построений. Эта система вырабатывалась и развивалась на протяжении веков и вобрала в себя весь положительный опыт человечества. Хорошо известно, к примеру, что человеку, систематически изучавшему Талмуд, легко даются и светские науки. Причина здесь именно в том, что религиозное учебное заведение дает не только определенный объем информации о вопросах религии, но еще и учит приводить любые знания в систему, искать и находить связи между казалось бы разнородными явлениями".

"Соответствующим образом строится и методика обучения, усвоения материала. Например, в еврейских религиозных ВУЗах, используется метод, который называется «хаврута» – когда два студента занимаются вместе и дискутируют по каждому поставленному вопросу, стараясь оценить весь спектр возможных истолкований. Это позволяет, во-первых, лучше усвоить получаемую информацию, а во-вторых и в главных, – позволяет ее творчески перерабатывать. Полагаю, что в области методики обучения религиозные ВУЗы могли бы многому научить светские".

"Мы будем рады представить свои учебные программы на рассмотрение государственных органов – не только для того, чтобы получить государственную регистрацию, но и чтобы поделиться опытом. Разумеется, мы исходим из того, что государственная регистрация религиозных ВУЗов не затронет существа их учебных программ. Государство не может сказать евреям: «Не изучайте Талмуд, лучше изучайте что-нибудь другое». Но государство, разумеется, вправе знать, чему учат в религиозных учебных заведениях".

 

 

{* *}