Холокост — иррациональная война

27.01.2009

27 января Организация объединенных наций в очередной раз отмечает День памяти жертв Холокоста. В этот день мы вспоминаем о трагических событиях, о самых страшных страницах в истории XX века. О самой страшной трагедии, которую когда-либо переживал наш народ.

К сожалению, в последнее время средства массовой информации и некоторые политики начали использовать термин «холокост» для обозначения событий, не имеющих отношения к этой трагедии. Похоже, они не отдают себе отчета в уникальности Холокоста в человеческой истории.

Уверен, что наш долг исправить эту ошибку, потому что последствия ее могут быть очень опасны — не только для еврейского народа, но для всего человечества.

Войны между разными государствами и народами происходили на протяжении тысячелетий. В каждой войне гибнут люди. Разумеется, смерть даже одного человека трагична, еще более трагична гибель множества людей. И все же мы вправе говорить о том, что Холокост был трагедией особого рода, качественно отличной от трагедии любой другой войны. Война ужасна, но она, по крайней мере, преследует рациональные цели. Цель оборонительной войны понятна и объяснима. Даже цель войны агрессивной понятна: агрессор хочет захватить чужую территорию. Убийство людей в этом случае — средство, но не цель. Целью Холокоста был геноцид в чистом виде — истребление народа. И не просто истребление, но истребление спланированное.

Таким образом, Холокост был единственной в истории человечества абсолютно иррациональной войной, убийством для убийства. Никогда прежде такого не было. И долг человечества — сделать все, чтобы такое никогда больше не повторилось. Но что это значит – «сделать все, чтобы Холокост не повторился»? В первую очередь, это значит извлечь правильные уроки из трагедии.

Первый из этих уроков заключается в том, что всякий народ, столкнувшись с угрозой геноцида, вправе применить любые средства, чтобы защитить себя. В противодействии геноциду нет и не может быть «соразмерности». Актуальность этого мы в полной мере способны осознать лишь в последние годы, столкнувшись с глобальным вызовом международного терроризма. Совсем недавно мы видели, как Израиль был вынужден военными средствами защищать своих жителей от непрекращающихся ракетных обстрелов с территории сектора Газа. Здесь тоже кое-кто говорил о «несоразмерности ответа». Но нельзя забывать, что террористы ХАМАСа осуществляли геноцид в чистом виде, стреляя исключительно по гражданским целям. Любое государство, все мировое сообщество обязано давать отпор геноциду всеми имеющимися средствами. Второй урок Холокоста заключается в том, что геноцид необходимо не просто подавлять силой, но подавлять силой в зародыше.

Нацистская Германия не скрывала своих замыслов в отношении евреев еще задолго до начала Второй мировой войны. Если бы уже тогда цивилизованные державы предприняли против нее жесткие меры — не только шесть миллионов евреев не погибли бы в газовых камерах и концлагерях; большинство из пятидесяти миллионов жертв той войны остались бы в живых!

Сегодня хранить память жертв Холокоста — это означает, в частности, предпринимать немедленные и жесткие меры против любого режима и любой организации, которые планируют геноцид, не давать им ни малейшего шанса претворить их злодейские планы в жизнь. И, наконец, третий урок — применение силы не решает проблем, если применением силы всё и ограничивается. Холокост родился как злобная идея, лишь потом претворенная в жизнь в виде лагерей смерти. Силой можно — и нужно — выбить оружие из рук тех, кто исповедует порочные идеи. Но чтобы выбить сами эти идеи из мозгов, необходимо воспитание. Необходима долгая и кропотливая работа учителей и священнослужителей, политиков и прессы. Только когда проповедь геноцида будет не просто нелегитимной, но и немыслимой — только тогда сможет исполниться величественное видение пророка Иешаяху: «…И перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

 

Берл Лазар

{* *}