Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.03.2009
Главный раввин России Берл Лазар поздравил российскую еврейскую общину с праздником Пурим, который в этом году празднуется 10 марта.
Дорогие друзья!
От всей души поздравляю вас с веселым праздником Пурим. Желаю вам решить ваши проблемы так, как они решились, с Б-жьей помощью, для наших предков — чтобы, как сказано в книге «Мегилат Эстер», настали для нас «свет и радость, и веселье, и почет».
На самом деле это ключевая фраза, определяющая суть Пурима. Дело не только в том, что это очень веселый праздник. Мудрецы Талмуда учат, что в этом предложении в аллегорической форме скрываются основные заповеди, данные нам Б-гом. Свет, говорят они, — это Тора, радость — наши праздники, веселье — заповедь обрезания, а почет — заповедь тфилин. Смысл здесь таков, что после разоблачения козней Амана и победы евреев над врагами они могли свободно соблюдать Закон, заповеди, традиции.
Возникает вопрос: почему текст «Мегилат Эстер» не говорит об этом прямо, а выбирает язык аллегории — как бы «окольный путь»? Для ответа на этот вопрос мы должны понять, в чем сущность чуда Пурима. Все наши праздники связаны с чудесами, но Б-г, творец всякого чуда, осуществляет свою волю разными путями. В случаях, например, ханукального чуда или чудес, связанных с Песахом, Б-г нарушает физические законы, которые Он сам установил для этого мира. Это, так сказать, чудо прямым текстом. Чудо Пурима не нарушает законов природы — просто Б-г создал уникальную последовательность событий, в которых наш народ, при условии, что он будет каждый раз действовать правильно, мог сорвать замыслы врагов и спастись от преследований. Это, так сказать, аллегорическое чудо: такими чудесами Б-г показывает нам, что Он дал нам возможность самим сделать жизнь лучше, решить свои проблемы. Разумеется, при одном непременном условии: что мы будем соблюдать Его заповеди: учить Тору, блюсти субботу и праздники, молиться, надевать тфилин, делать обрезание детям и так далее. И здесь Пурим дает нам еще одну важную мысль: заповедь сама по себе есть источник радости. Б-г дал нам заповеди не для того, чтобы затруднять нашу жизнь, а чтобы сделать ее полной «света и радости, и веселья, и почета»! Вот в чем коренная, глубинная радость Пурима.
Конечно и в период амановых гонений евреи старались выполнять заповеди. Но в тяжелые времена, когда за принадлежность к еврейству, за изучение Торы, за соблюдение наших праздников и обрезание наших младенцев власти грозили репрессиями, трудно было ощутить подлинную радость от исполнения заповеди. Да, это была радость, но радость с горечью: человек, соблюдавший заповеди, радовался тому, что он еврей, несмотря ни на что, но тревожился о своем будущем, опасался возможных гонений. Мы помним — так это было еще сравнительно недавно в Советском Союзе.
Сегодня, слава Б-гу, ситуация совсем иная. Б-г в очередной раз совершил аллегорическое чудо, и мы обрели свободу в России. Сейчас, соблюдая наш Закон, наши заповеди, мы в полной мере можем прочувствовать, что получаем от Б-га куда больше, чем даем Ему. Пусть эти дни праздника добавят всем вам света и радости, веселья и почета от выполнения заповедей.
Главный раввин России Берл Лазар