Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
08.09.2010
Главный раввин России Берл Лазар поздравил еврейскую общину страны с наступающим сегодня вечером праздником Рош а-Шана — еврейским Новым годом.
Дорогие друзья!
Поздравляю вас с новым 5771 годом по еврейскому календарю. От всего сердца желаю, чтобы этот год для всех нас стал счастливым в материальном и духовном плане. Главная заповедь, которую мы выполняем в Рош а-Шана — это заповедь трубления в шофар. О причинах появления этой заповеди существуют разные мнения. В Талмуде вообще сказано, что это одна из заповедей, не нуждающаяся в объяснениях.
Рамбам, со своей стороны, указывает, что трубление в шофар должно пробудить человека от духовного забытья, помочь ему исправиться. «Проснитесь, спящие! Скиньте дремоту, дремлющие! Исследуйте деяния свои, покайтесь, вспомните Создателя своего!»
Многие люди боятся слова «покаяние», считают, что это дело слишком трудное и болезненное, совершенно им не по силам. На самом же деле нет ничего более естественного для человека. Покаяние для верующего еврея — это вовсе не громкий плач и не самоедство, не изнурение себя постами и прочими наказаниями. Раскаяться в дурных делах — это честно самому себе признаться, в чем ты поступал неправильно, и так же честно обещать Б-гу и самому себе, что впредь таких поступков совершать не станешь; это выработка позитивной программы действий на завтра.
В нашем языке для обозначения покаяния используется слово «тшува», буквальный смысл которого — возвращение. Отказавшись от неправедных поступков, человек возвращается к Б-гу и к самому себе, к собственной человеческой природе. Ведь очевидно, что каждый человек хочет в своей жизни поступать хорошо, чтобы самому себя уважать! Каждый человек хочет быть ближе к Б-гу!
Поэтому — не бойтесь покаяться, это не тяжкое испытание, а великое облегчение, обретение дороги к счастью и миру в душе.
Есть еще одно объяснение, почему в Рош а-Шана мы должны трубить в шофар: звук ритуального рога символизирует крик человека, возвращающегося в отчий дом после долгого отсутствия, своего рода крик души. Об этом рассказывает известная притча Баал Шем Това, выдающегося еврейского религиозного учителя, покинувшего этот мир ровно 250 лет назад. Некий царь отправил своего сына в дальние страны, чтобы учиться и набираться опыта. Но царевич забыл, зачем его послали, растратил деньги и был вынужден тяжко трудиться, чтобы заработать на жизнь. Наконец он вспомнил, что на самом деле он царский сын, дома его ждет любимый отец, который поможет и позаботится. Но когда царевич добрался до отцовского дворца, оказалось, что за годы странствий он позабыл даже родной язык — поэтому, подойдя к стенам дворца, он принялся кричать и плакать, в надежде, что отец услышит и откроет двери любимому сыну.
Такова судьба каждого человека, говорил Баал-Шем-Тов. Б-г послал нам законы праведной жизни, дал нам подробную инструкцию, как вести себя правильно в любой ситуации. Но, увы! — человек несовершенен, он забывает многие из даров и поучений, данных ему свыше, и кричит, пытаясь вспомнить, пытаясь привлечь к себе внимание небесного Отца, чтобы приблизиться к Нему, вернуться в Его чертоги.
Этот крик – звук шофара, церемониального рога, в который мы трубим во всех синагогах на Рош а-Шана: крик сердца человека, понимающего, что можно и нужно жить иначе, и знающего, что с Б-жьей помощью жизнь его способна обрести все краски духовности и праведности, радости и счастья.
Именно этого я желаю каждому из вас в наступающем году — совершить подлинное возвращения к Б-гу и через это радостное возвращение обрести самих себя, свою истинную духовную природу.
Хорошего и сладкого Нового года!
Главный раввин России Берл Лазар