Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.12.2010
В пустыне, расположенной в центре Перу, не пекут халы и не найдешь кошерного вина. Но это не стало препятствием для волонтеров организации American Jewish World Service (AJWS), решивших устроить Шаббат с местным колоритом. Халу они заменили местным сладким хлебом бизкочо, а вместо вина использовали напиток из фиолетовой кукурузы, носящий название чича морада. В глобализирующемся мире у соблюдающих кашрут евреев появляется все больше возможностей не нарушать привычный образ жизни во время посещения экзотических стран.
AJWS реализует 25 программ в таких странах, как Мьянма, Камбоджа и Либерия. Молодые американские евреи приезжают в рамках этих программ в страны Третьего мира и помогают местному населению в реализации социальных проектов. AJWS составляет для своих волонтеров меню из местных блюд, удовлетворяющих требованиям кашрута. Отказавшись от ввоза импортных продуктов, AJWS обучает местных поваров, которые создают на каждом объекте кошерные кухни. При организации кухни, на которой будут готовить для волонтеров, соблюдаются следующие важнейшие принципы: запрет на смешивание мясного и молочного, отказ от продуктов, содержащих некошерные компоненты, и закупка новой посуды.
20-летняя Далия Норри из Бостона, студентка Университета Тафтса, минувшим летом была участницей семинедельной волонтерской программы в Перу: «Перед поездкой я думала, что мой рацион будет ограничен вегетарианской пищей. Оказалось, что нам предложили полноценное кошерное питание. Следует, однако, признать, что соблюдать кашрут в Перу было все же нелегко».
В некоторых странах проблемой соблюдения кашрута становятся местные кулинарные традиции. По словам Адама Эсрига, возглавлявшего прошлым летом группу, работавшую в Перу, сочетание мяса и сыра настолько распространено в местной кухне, что повара сильно удивляются, узнав, что употреблять их вместе нельзя. Другим примером является широкое использование бульонных кубиков со вкусом говядины или курицы, от которых тоже пришлось отказаться, хотя они имеют к настоящему мясу весьма отдаленное отношение.
В других странах приспособиться гораздо проще. В Индии широко распространено вегетарианство. В Сенегале, мусульманской стране, многие соблюдают халяль. А того, кто соблюдает халяль, несложно научить и основам кашрута.
В итоге соблюдение кашрута в плохо подходящих для этого местах становится чем-то более важным, чем урок «кошерной логистики». Выходя за пределы привычной среды обитания, где соблюдение кашрута является обыденным явлением, молодые евреи ставят перед собой вопрос: для чего вообще нужно его соблюдать? А этот вопрос они, возможно, никогда не задавали себе прежде.
Николай Лебедев