Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
25.01.2011
Одна из таких трагедий произошла в аэропорту «Бен-Гурион» в 1972 году. Тогда террористы группировки «Японская Красная армия», прилетевшие рейсом авиакомпании «Эр Франс», открыли огонь из автоматов и бросили несколько гранат в толпу пассажиров. В результате той террористической атаки 26 человек погибли и 71 получил тяжелые ранения. «Мы ясно поняли, что, с одной стороны, есть человек, который планирует совершить теракт, с другой — есть оружие, которым он собирается воспользоваться, — говорит Рони. — События 11 сентября 2001 года научили нас тому, что, в первую очередь, нужно обращать внимание на человеческий фактор. Теракт совершает конкретный человек, которого необходимо найти и обезвредить».
Уровень террористической угрозы в израильском аэропорту «Бен-Гурион» считается одним из самых высоких в мире. Тем не менее, за последние восемь лет нельзя припомнить ни одного громкого случая, связанного со сбоем в системе безопасности аэропорта. Исключение составляет случай, произошедший в 2002 году, когда один из пассажиров сумел пронести на борт самолета пистолет.
«В первую очередь, нужно обращать внимание на людей, на их поведение», — уверен другой израильский специалист в области транспортной безопасности Рафи С.
Первым этапом контроля в «Бен-Гурионе» является проверка на подъезде к зданию аэропорта. Водителей останавливают и непременно задают пару нейтральных вопросов. «Всего лишь пара доброжелательных вопросов. Их суть не так важна — важно то, как реагируют на них люди», — говорит Рафи. Сотрудники службы безопасности аэропорта обращают внимание на то, как ведет себя человек: нервничает ли он, или, наоборот, спокоен. Рафи называет это «профайлингом», то есть созданием психологического портрета личности, в чем, по его мнению, нет ничего унизительного.
«Для нас не важно, какой у человека цвет кожи, как он одет, сколько ему лет. Мы следим за тем, как он себя ведет», — поясняет Рафи.
После того как вы припарковали свой автомобиль или вышли из автобуса, вам предстоят еще два этапа проверки. За каждым входящим в здание международного аэропорта имени Бен-Гуриона пристально следят вооруженные сотрудники службы безопасности. Кого-то могут даже остановить, допросить и проверить багаж на сканере. «Мы должны убедиться, что в вашем багаже нет подозрительных предметов», — рассказывает Рафи. На стойке регистрации сотрудник аэропорта или авиакомпании проверяет ваши документы и билет на самолет, интересуется тем, кто паковал ваш багаж. «В это же время сотрудник пристально смотрит вам в глаза. Весьма неловкий момент, но что делать? Благодаря этому методу мы можем выяснить, вызывает человек подозрение, или нет. Эта процедура занимает 20-25 секунд», — говорит израильский специалист. Между тем багаж пассажира отправляется на специальную ленту досмотра, где тщательно сканируется на предмет наличия запрещенных к провозу предметов. «Что, если вам удалось пройти все этапы проверки и пронести с собой бомбу? — задается вопросом Рафи . — Однажды я поинтересовался у бывшего начальника канадской службы авиабезопасности, что бы он сделал в такой ситуации. Он ответил, что распорядился бы эвакуировать весь терминал. Я был поражен. Возьмем, к примеру, международный аэропорт Торонто. Вы знаете, сколько людей находится там ежедневно? Тысячи. Теперь представьте себе, сколько времени займет эвакуация людей, даже если исключить вариант массовой паники? Около двух дней».
Досмотр багажа в «Бен-Гурионе» производится в специальной закрытой зоне, которая способна выдержать взрыв пластиковой бомбы весом до 100 кг. В случае угрозы взрыва из зоны надо будет эвакуировать несколько десятков человек. Кроме того, в каждой зоне досмотра багажа имеется специальный взрывонепроницамемый контейнер. Обнаружив сумку с подозрительным содержимым, специально обученный сотрудник службы безопасности помещает ее в этот контейнер. «Вот лишь несколько примеров того, каким образом можно предотвратить теракт в аэропорту», — убежден Рафи.
После досмотра багажа пассажиру предстоит пройти через систему сканирования тела и ручной клади. «Прежде всего мы смотрим на вас и на ваше поведение. В Северной Америке вас обыщут с ног до головы, однако никому не придет в голову заглядывать вам в глаза и изучать, нервничаете вы или нет». Израильские спецслужбы регулярно проводят исследования, призванные выявить уязвимые стороны системы безопасности.
«Почему бы не перенять наш опыт? — задается вопросом Рафи. — Не нужно ничего менять — просто внедрите дополнительные технологии, обучите персонал. Мне кажется, необходимо пересмотреть подход к пониманию того, что же такое авиационная безопасность в целом. Знаете, почему израильтяне так спокойны? Наша страна до сих пор страдает от террористических атак, тем не менее жить в Израиле — совсем не плохо. Все дело в том, что граждане Израиля доверяют своей полиции, разведке и армии. Они понимают, что те выполняют свою работу и делают ее грамотно»
Михаил Завадский