Top.Mail.Ru

Как избежать трагедии

25.01.2011

Теракт в «Домодедово» унес жизни 35 человек. Президент России уже обвинил руководство московского аэропорта в том, что оно не сумело должным образом обеспечить безопасность пассажиров. А какие нормы безопасности действуют в крупнейшем израильском аэропорту? Какие выводы может извлечь руководство «Домодедово» из системы обеспечения безопасности тель-авивского аэропорта?

 
Вчера в 16.40 по московскому времени в зале прибытия московского аэропорта «Домодедово» прогремел мощный взрыв. По предварительным данным, террорист, который привел в действие взрывное устройство мощностью до пяти килограммов в тротиловом эквиваленте, начиненное металлическими поражающими элементами, находился в толпе встречающих. Теракт унес жизни 35 человек, еще 150 пострадали, из них около 110 госпитализированы. На следующий день после теракта президент России Дмитрий Медведев заявил, что администрация аэропорта должна понести ответственность за несоблюдение режима безопасности: «Произошедшее показывает, что имелись явные нарушения в обеспечении безопасности... Такое количество взрывчатки пронести или провезти — это нужно постараться. За это должен ответить каждый, кто имеет отношение к компании, кто принимает решения, менеджмент аэропорта».
 
А какие нормы безопасности действуют, скажем, в крупнейшем израильском аэропорту «Бен-Гурион»? Какие выводы может извлечь руководство «Домодедово» из системы обеспечения безопасности тель-авивского аэропорта? Бывший начальник службы безопасности «Бен-Гуриона» Рони К. считает, что российская система авиационной безопасности имеет два существенных недостатка, с которыми в свое время успешно справилось руководство израильского аэропорта. Во-первых, речь идет об отсутствии поэтапных систем безопасности как на подъездах к аэропорту, так и во время проверки пассажиров при регистрации. Во-вторых, сотрудникам российских аэропортов не мешало бы обратить особое внимание на «человеческий фактор», считает израильский специалист. По его словам, с помощью особых психологических методов террористов можно вычислить и обезвредить прямо на месте, тем самым предотвратив очередную трагедию.

Одна из таких трагедий произошла в аэропорту «Бен-Гурион» в 1972 году. Тогда террористы группировки «Японская Красная армия», прилетевшие рейсом авиакомпании «Эр Франс», открыли огонь из автоматов и бросили несколько гранат в толпу пассажиров. В результате той террористической атаки 26 человек погибли и 71 получил тяжелые ранения. «Мы ясно поняли, что, с одной стороны, есть человек, который планирует совершить теракт, с другой — есть оружие, которым он собирается воспользоваться, — говорит Рони. — События 11 сентября 2001 года научили нас тому, что, в первую очередь, нужно обращать внимание на человеческий фактор. Теракт совершает конкретный человек, которого необходимо найти и обезвредить».

Уровень террористической угрозы в израильском аэропорту «Бен-Гурион» считается одним из самых высоких в мире. Тем не менее, за последние восемь лет нельзя припомнить ни одного громкого случая, связанного со сбоем в системе безопасности аэропорта. Исключение составляет случай, произошедший в 2002 году, когда один из пассажиров сумел пронести на борт самолета пистолет.

«В первую очередь, нужно обращать внимание на людей, на их поведение», — уверен другой израильский специалист в области транспортной безопасности Рафи С.

Первым этапом контроля в «Бен-Гурионе» является проверка на подъезде к зданию аэропорта. Водителей останавливают и непременно задают пару нейтральных вопросов. «Всего лишь пара доброжелательных вопросов. Их суть не так важна — важно то, как реагируют на них люди», — говорит Рафи. Сотрудники службы безопасности аэропорта обращают внимание на то, как ведет себя человек: нервничает ли он, или, наоборот, спокоен. Рафи называет это «профайлингом», то есть созданием психологического портрета личности, в чем, по его мнению, нет ничего унизительного.

«Для нас не важно, какой у человека цвет кожи, как он одет, сколько ему лет. Мы следим за тем, как он себя ведет», — поясняет Рафи.

После того как вы припарковали свой автомобиль или вышли из автобуса, вам предстоят еще два этапа проверки. За каждым входящим в здание международного аэропорта имени Бен-Гуриона пристально следят вооруженные сотрудники службы безопасности. Кого-то могут даже остановить, допросить и проверить багаж на сканере. «Мы должны убедиться, что в вашем багаже нет подозрительных предметов», — рассказывает Рафи. На стойке регистрации сотрудник аэропорта или авиакомпании проверяет ваши документы и билет на самолет, интересуется тем, кто паковал ваш багаж. «В это же время сотрудник пристально смотрит вам в глаза. Весьма неловкий момент, но что делать? Благодаря этому методу мы можем выяснить, вызывает человек подозрение, или нет. Эта процедура занимает 20-25 секунд», — говорит израильский специалист. Между тем багаж пассажира отправляется на специальную ленту досмотра, где тщательно сканируется на предмет наличия запрещенных к провозу предметов. «Что, если вам удалось пройти все этапы проверки и пронести с собой бомбу? — задается вопросом Рафи . — Однажды я поинтересовался у бывшего начальника канадской службы авиабезопасности, что бы он сделал в такой ситуации. Он ответил, что распорядился бы эвакуировать весь терминал. Я был поражен. Возьмем, к примеру, международный аэропорт Торонто. Вы знаете, сколько людей находится там ежедневно? Тысячи. Теперь представьте себе, сколько времени займет эвакуация людей, даже если исключить вариант массовой паники? Около двух дней».

Досмотр багажа в «Бен-Гурионе» производится в специальной закрытой зоне, которая способна выдержать взрыв пластиковой бомбы весом до 100 кг. В случае угрозы взрыва из зоны надо будет эвакуировать несколько десятков человек. Кроме того, в каждой зоне досмотра багажа имеется специальный взрывонепроницамемый контейнер. Обнаружив сумку с подозрительным содержимым, специально обученный сотрудник службы безопасности помещает ее в этот контейнер. «Вот лишь несколько примеров того, каким образом можно предотвратить теракт в аэропорту», — убежден Рафи.

После досмотра багажа пассажиру предстоит пройти через систему сканирования тела и ручной клади. «Прежде всего мы смотрим на вас и на ваше поведение. В Северной Америке вас обыщут с ног до головы, однако никому не придет в голову заглядывать вам в глаза и изучать, нервничаете вы или нет». Израильские спецслужбы регулярно проводят исследования, призванные выявить уязвимые стороны системы безопасности.

«Почему бы не перенять наш опыт? — задается вопросом Рафи. — Не нужно ничего менять — просто внедрите дополнительные технологии, обучите персонал. Мне кажется, необходимо пересмотреть подход к пониманию того, что же такое авиационная безопасность в целом. Знаете, почему израильтяне так спокойны? Наша страна до сих пор страдает от террористических атак, тем не менее жить в Израиле — совсем не плохо. Все дело в том, что граждане Израиля доверяют своей полиции, разведке и армии. Они понимают, что те выполняют свою работу и делают ее грамотно»

Михаил Завадский

{* *}