Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.06.2011
Главный раввин России Берл Лазар поздравил еврейскую общину страны с наступающим сегодня вечером праздником Шавуот, праздником Дарования Торы.
Дорогие друзья!
Сегодня все евреи во всех общинах начинают отмечать Шавуот — один из главных наших религиозных праздников, праздник Дарования Торы на горе Синай. В Торе об этих днях говорится так: «На третий месяц после исхода из Земли египетской они пришли в пустыню Синай и разбили стан в пустыне. Израиль расположился там лагерем напротив горы».
Сразу возникает вопрос: почему сначала Тора говорит о евреях во множественном числе («пришли», «разбили стан»), а под конец вдруг в единственном («расположился лагерем»)? В Торе нет и не может быть ничего случайного. Мидраши трактуют этот стих так: евреи у горы Синай «стояли как один человек, с одним сердцем». В человеческом обществе всегда есть разногласия. У нас, евреев, это бывает, к сожалению, очень часто. Но был единственный раз за 40 лет скитаний по пустыне, когда в народе царило полное согласие.
И, как учат мудрецы Талмуда, это было условием для того, чтобы евреи стали достойны дарования Торы. На первый взгляд это кажется странным. Единство — замечательное качество, но ведь Тора дана для того, чтобы мы ее учили, чтобы развивали свой ум и свою духовность. Где тут связь с идеей единства? Мы же не говорим, например, что для поступления в университет человек должен быть терпимым?! Да, терпимым быть хорошо, но для университета нужно другое — хорошо сдать экзамены…
Мидраши объясняют: когда Б-г решил даровать Тору, он спросил евреев: готовы ли они ее принять. Евреи ответили: «Будем выполнять и слушать»: то есть мы готовы преодолеть свое «я», поставить что-то выше себя и выполнить, и только потом слушать, зачем это нужно.
По большому счету, именно в этом заключается идея единства: человек готов отложить в сторону личные амбиции, отказаться от уверенности в своей правоте, чтобы вместе делать общее дело. Тот, кто убежден, что он самый умный, что он всегда прав, что он лучше других, никогда реально не получит Тору. Даже если он выучит ее наизусть — высшая мудрость Торы будет от него далека. Только преодолев примат своего «эго», мы можем вместе устремиться к высшей цели, к высшей мудрости.
Желаю вам в дни праздника, чтобы в наших общинах, во всем нашем народе воцарилось подлинное единство. И тогда Тора даст нам полное избавление — когда придет праведный Машиах.
Главный раввин России Берл Лазар