«Марш миллионов»: евреи идут налево?

12.06.2012

Иудаизм — это религия социальной справедливости и прогресса или консерватизма и застоя? Что говорит Тора об участии в политике? Как совместить иудаизм и демократию? Российских евреев эти вопросы до последнего времени волновали мало — в связи с отсутствием политической жизни. В Америке, напротив, дебаты идут все время. Российским евреям есть что вынести из этой дискуссии.

Американские евреи традиционно являются либералами. Исследование Pew Institute, осуществленное в 2005 году, показало, что евреи — самая либеральная конфессиональная группа Америки. Согласно результатам опроса, проводившегося в мае этого года, 62% американских евреев собираются голосовать на ближайших президентских выборах за Обаму. Это меньше, чем было в 2008 году (78%), но все равно в два раза больше по сравнению с теми, кто собирается голосовать за республиканского кандидата Митта Ромни (29%).

Американские евреи не просто либералы — среди них также традиционно сильны левые настроения. Как считает американский историк Тони Мишельс, историю американского коммунизма «невозможно понять, не упоминая евреев». Для многих евреев аксиомой остается утверждение о том, что иудаизм — это религия социальной справедливости, самым кратким выражением сути которой является выражение «тикун олам» (базовая концепция иудейского мировоззрения, означающая работу по улучшению мира).

Читайте также:

Еврей и гражданин
Уважайте мнение большинства, но не забывайте, что вас легко выделят в меньшинство при первой же возможности. Не подходите слишком близко к костру истории. Вы — легко воспламеняемые.
Однако по мере роста популярности в Израиле правых настроений и по мере того, как еврейское государство все больше воспринимается всем миром (включая американское еврейство) как «капиталистическое государство-колонизатор», далеко ушедшее от идеалов своих отцов-основателей, тем больше в среде еврейских либералов Америки ведется дискуссий о том, что говорит собственно еврейская традиция о политике, об участии в ней рядовых граждан, о том, как должно быть устроено государство.

Этим вопросам посвящена новая книга известного американского историка Михаэля Вальцера «В тени Б-га: Политика и Танах». Автор книги утверждает, что в танахических текстах сложно найти обоснование левым взглядам. Это утверждение — сюрприз не только для американских евреев вообще, но и для самого автора, который, по его же собственным словам, «вырос с убеждением, что социализм и иудаизм — это одно и то же». Но если левая идея не является частью еврейской традиции, то тогда получается, что массовое «полевение» евреев, случившееся в конце XIX века, стало разрывом с традицией — и весьма болезненным.

Положения новой книги Вальцера расходятся с тем, что он писал и говорил раньше — в частности, в энциклопедическом труде «Еврейская политическая традиция», со-редактором которого он являлся. А в своей ставшей событием книжке 1985 года «Исход и революция» Вальцер утверждал, что история исхода евреев из Египта стала моделью поведения для нескольких поколений западных революционеров, предлагая пример того, как можно победить тирана и создать будущее своими руками.

В новой книге Вальцер опять перечитывает Танах в поисках политических идей — и обнаруживает, что наиболее ярко выраженная идея относительно политики, содержащаяся в нем, — это отсутствие политики. «Политическая активность простых людей не является предметом повествования Торы, — пишет он. — Нет в тексте и упоминаний о каком-либо месте вроде агоры или форума, где люди могли бы собираться и обсуждать вопросы развития общества».

Когда еврейские левые и либералы искали основания для своих убеждений в танахических текстах, они, как правило, ссылались на пророков — на едкие разоблачительные слова Амоса и Иеремии, на мессианские пророчества Исайи. «У нас в мозгу есть представление о народе, описанном Амосом. Это, так сказать, местные буржуа, в то время как Амос говорит от имени еврейского пролетариата». Но если взглянуть внимательнее, говорит Вальцер, политическая идея этих пророчеств не так очевидна. «Их радикализм был резко анти-политическим», — утверждает автор. Текст Танаха почти ничего не рассказывает о политическом устройстве общества, в котором жили пророки, о том, как, собственно, осуществлялось управление государством. И когда пророки призывали к справедливости, они не имели в виду перераспределение власти — они призывали народ вернуться к Б-гу, который сам все устроит.

Выступая на недавно проводившейся в Нью-Йорке конференции «Евреи и левые», Вальцер перечислил шесть черт иудаизма, которые делают его консервативной силой, включая саму идею «избранного народа» — идею, которую непросто привести в соответствие с идеями универсализма и равенства.

Для российских евреев, впрочем, более актуальным — особенно сегодня, когда в Москве проходит очередной «Марш миллионов», — может быть вопрос о том, что думает еврейская традиция не о левой идее в целом, а о революции. «Еврейские политические радикалы традиционно гордятся тем, что являются продолжателями танахической идеи мессианского преобразования общества», — пишет в статье, посвященной нью-йоркской конференции о связи иудаизма и левой идеи, опубликованной The Times of Israel, историк и литератор Адам Кирш. Но если Мессия — это тот, на кого возлагает надежды народ, не верящий в иные способы достижения социальной справедливости, то идею революции, говорит автор, тоже следует считать анти-политической, «опасной мечтой», основанной на отказе от попытки общественного диалога.

Яна Зайцева