В ходе революции 2010 года в Киргизии оппозиция активно использовала националистическую и антисемитскую риторику. Вскоре на юге страны случились кровавые погромы, жертвами которых стали представители узбекского меньшинства. Но это не послужило уроком: теперь уже узбекская оппозиция оперирует антисемитскими лозунгами. 2010 год, без сомнений, стал одним из самых трагичных в истории Киргизии. С 11 по 13 июня 2010 года в районе Оша и Джалал-Абада были убиты, по разным данным, от 450 до нескольких тысяч человек. Более ста тысяч человек были вынуждены бежать с насиженных мест. Большую часть пострадавших составили представители узбекского этноса.
В апреле того же года в ходе событий в Бишкеке, результатом которых стал приход к власти оппозиции во главе с Розой Отунбаевой и смена политического режима в стране, еврейская община столкнулась с проявлениями антисемитизма. 8-го апреля в здание еврейского общинного центра Бишкека была брошена бутылка с зажигательной смесью.
Некоторые аналитики связывали тогдашний всплеск антисемитизма с тем, что в деловом окружении Максима Бакиева, сына свергнутого президента, якобы было немало евреев. Весной 2010 года на улицах Бишкека можно было увидеть многочисленные примеры наглядной агитации с антисемитским душком. Один из таких плакатов появился даже на здании правительства республики.
После смены режима антисемитская пропаганда в киргизских СМИ не прекратилась. В стране, где на почти 5,6 млн населения приходится меньше тысячи евреев, юдофобская агитация в первую очередь направлена не на разжигание бытового антисемитизма. В основном она служит одним из инструментов по разжиганию националистических настроений в целом с целью выдавить из экономики и госаппарата представителей других нацменьшинств, в первую очередь узбеков и русских.
Как отмечают некоторые эксперты, в последнее время аналогичный сценарий реализуется в соседнем Узбекистане. Среди титульной национальности разжигается нетерпимость к этническим меньшинствам. И хотя крупнейшими после узбеков этносами страны являются киргизы и русские, националистическая оппозиция отнюдь не чурается в своей пропаганде антисемитских лозунгов.
Именно об этом говорит узбекская журналистка и правозащитница, главный редактор англоязычного портала Uznews.net Галима Бухарбаева
. «Во вторую годовщину ошских событий из уважения к памяти жертв той трагедии следует решительно осудить антисемитизм и национализм, распространяемые Народным движением Узбекистана», — пишет Бухарбаева.
Во многих странах в эти дни состоялись пикеты, демонстрации и другие публичные акции, целью которых является привлечение внимания общественности к дискриминации узбекского этнического меньшинства в Кыргызстане. Подобные действия станут более легитимными, подчеркивает Бухарбаева, если узбекский народ осудит проявления национализма не только со стороны киргизов, но и в своей собственной среде.
Представители титульной национальности должны признать, что на этой земле абсолютно равными правами должны пользоваться все люди, родившиеся и выросшие на ней, — вне зависимости от этнической принадлежности. Что людей следует оценивать по их действиям и словам, а не по этническому происхождению, и что распространение таких книг, как «Иуды-2» и «Дьявол», выпущенных несколько месяцев назад Народным движением Узбекистана (НДУ), постыдно и недопустимо.
В этих книгах, выложенных в свободном доступе на сайте НДУ, в частности утверждается, что действующий президент Узбекистана Ислам Каримов по происхождению является незаконнорожденным сыном еврея из Самарканда.
«Можно подумать, — пишет Бухарбаева, —
что представители оппозиции не смогли обнаружить других причин недовольства Каримовым после 23 лет его деспотического правления, в результате которого весь Узбекистан превратился в бизнес-предприятие президентского клана».
Далее в книге рассказывается об этническом происхождении жены Каримова, Татьяны. Утверждается что ее отец таджик, а мать — еврейка.
«Даже если все эти факты соответствуют действительности, какое отношение, —спрашивает Бухарбаева, —
они имеют к социально-политической ситуации в современном Узбекистане? За 23 года своего правления Каримов наделал столько “делов”, что вполне может занять место на скамье подсудимых и безотносительно обстоятельств своего рождения».
Чтобы показать народу, что Каримов — это плохо, вовсе нет необходимости придумывать россказни о его якобы еврейском происхождении. Люди же, распространяющие подобные слухи, выставили себя в качестве заурядных националистов и антисемитов, а свою потенциальную аудиторию тоже считают зараженной подобными предрассудками.
Чтобы объяснить тиранический и клептократический характер режима Каримова, НДУ использует нацистскую теорию о том, что качества личности определяются этническим происхождением.
«Узбек ли Каримов? — задается вопросом автор книги «Иуды-2», — и сам же на него отвечает, —
нет, он не узбек. Если бы он был узбеком, он не довел бы Узбекистан до такого состояния».
Гонения на узбеков на юге Кыргызстана начались два года назад не спонтанно, напоминает Бухарбаева. Вторая киргизская революция, свергшая в апреле 2010 года президента Бакиева, сразу же продемонстрировала националистические взгляды своих лидеров.
Ответ на вопрос общества «кто виноват?» впервые появился на железной ограде бишкекского Белого дома (резиденции президента). Там был вывешен плакат следующего содержания: «Грязным евреям и таким, как Максим [сын президента Бакиева], нет места в Кыргызстане». Затем начались столкновения на почве межэтнической вражды с проживающими в Бишкеке дунганами и турками-месхетинцами, принадлежавшие им предприятия торговли и общественного питания были преданы огню.
Два месяца спустя эскалация националистических настроений в Кыргызстане привела к узбекским погромам в Оше и Джалаль-Абаде, жертвами которых стали сотни людей. 10-14 июня толпы националистов, поддерживаемые армией и полицией, устраивали нападения на дома узбеков. Людей убивали и насиловали только из-за факта их этнической принадлежности.
В отчете международной комиссии, посвященном ошской резне, сообщается о гибели в результате погромов 470 человек, 74 процента из которых являлись этническими узбеками. Около полумиллиона киргизских граждан, по данным ООН, стали беженцами. Тысячи домов были разрушены или сожжены.
«Джинна национализма нелегко загнать обратно в бутылку, — пишет Бухарбаева. —
Спустя два года после погромов Южный Кыргызстан живет в тени тех событий». Дискриминация и преследования оставшихся в Кыргызстане узбеков продолжаются.
Узбекской оппозиции, отмечает Бухарбаева, следовало бы сблизиться с собственным народом, апеллируя к общим ценностям и исходя из готовности принимать различия, но вместо этого она следует путем киргизских националистов, объявивших своим главным врагом мифических евреев.