Второй после «Эшколя» еврейский проект писательницы Линор Горалик — коллективный блог «Отото» в «Живом журнале» — всего за пару месяцев собрал почти две тысячи подписчиков. Тема и аудитория этого проекта — «плохие евреи». Корреспондент Jewish.ru поговорила с Линор Горалик о том, кто это такие и чем они отличаются от хороших.
— Почему вы выбрали такую аудиторию — «плохие» евреи?
— Это шутка, которая казалась нам сиюминутной, а оказалась очень живучей. У нас был материал о том, что «плохие евреи» (то есть мы сами) не знают, что такое Шаббат, сколько свечей у семисвечника и когда бывает Пурим, но знают, что они каким-то образом евреи. А вот каким?.. Хорошие-то евреи справляются и без нас, им есть, слава Б-гу, что читать, что смотреть, что делать, чем интересоваться... Это нам, плохим евреям, поговорить не с кем. Вот «Отото» — как раз такая попытка поговорить.
— А как отделить «плохого» еврея от уже нееврея? Что все-таки определяет человека как еврея, но просто «плохого»?
— Его собственное самоощущение. Если его развлекает самоназвание «плохой еврей» так, как оно развлекает нас, — отлично! Весь смысл проекта в том, чтобы разомкнуть ощущение еврейства, сделать шире и свободнее рамки нашей собственной идентичности.
— Не могут ли некоторые посты или разговоры в комментариях «Отото» провоцировать приступы антисемитизма?
— Знаете, если человек вообще немножко животное, у него может вызвать приступ антисемитизма и тот факт, что еврей идет по улице. А если человеку интересны разные культуры — китайская, индийская, индейская, австралийская, польская — ему будет интересна и еврейская, вне зависимости от его собственной национальности. Ну, или не будет интересна — тоже не беда.
— Возвращаясь к плохим евреям, не оказывается ли, что нерелигиозные евреи без внешнего давления недружественной среды евреями, в конце концов, быть перестают?
— Это ведь очень давно идущий среди еврейских философов и историков разговор (и не только среди еврейских — это очень известный и долгий разговор про то, как строится групповая идентичность). Мы сами — и, кажется, подавляющее большинство читателей «Отото» — это люди, для которых еврейство — не то, что делает тебя жертвой, а культурный бонус. Как для человека, интересующегося русской историей и культурой — его принадлежность к ней, как для человека, считающего себя мексиканцем, — интерес к Мексике. То, что у нас есть русский язык, — бонус, который помогает приобщаться к русской культуре. То, что мы выросли в читающих семьях, — бонус, который помогает приобщаться к книжкам. То, что нам удается съездить во Францию, — бонус, который помогает приобщаться к французской культуре, а то, что мы чувствуем себя евреями, — бонус, который помогает приобщаться к еврейской культуре. Люди, для которых их еврейство — это способ узнать еще что-нибудь о самих себе, и есть наши читатели.
— Вам кажется, что жанр edutainment (от слов education — «образование» и «entertainment» — развлечение. – Ред.) способен удержать людей в еврействе? Даже если они не изучают культуру глубоко?
— Нам никого не надо удерживать, как уже говорилось. А жанр edutainment для нас — способ помогать людям искать информацию так, чтобы им было легко и приятно это делать. Мы хотели бы быть проектом, который поддерживает интерес к еврейской культуре как форме интереса к себе и своим ближним, к своим внутренним ресурсам. Вот в этом смысле — да.
— Этого достаточно? Вот мои друзья-эмигранты, живущие в Штатах, говорят, что их дети евреями себя уже не чувствуют.
— Иногда это — возрастное, иногда — поколенческое, иногда — ну, бывает. Потом, может быть, и почувствуют. У большинства людей, которые приходят читать проект «Отото», бывали периоды, когда они не чувствовали себя евреями, для нашей среды это очень нормально. Я, например, была человеком, который абсолютно не интересовался своим еврейством до определенного возраста. Сейчас интересуюсь — именно как культурным, семейным, персональным ресурсом. Как будет с этим интересом дальше, я понятия не имею. Для нас еврейство — это не вещь, которая целиком тебя определяет, будь то в негативном плане или в позитивном. Это — еще один инструмент, им можно хотеть владеть, а можно не хотеть. Вот, как-то так.
Адрес редакционного блога Jewish.ru в «Живом журнале» — russianjews.livejournal.com
Наталья Сашина