Сегодняшний день, 2-е августа 2012, должен был стать поворотным в решении вопроса об обязательной службе харедим в израильской армии. 1-го августа истек срок действия закона Таля, дававшего студентам иешив освобождение от службы, и с сегодняшнего дня они, наряду с другими гражданами Израиля, теоретически становятся военнообязанными. Однако в действительности ничего пока не решено. Пока армии дан 30-дневный срок, чтобы решить, что делать дальше, и никто не знает, что последует после окончания этого периода.
Вчера в иерусалимском призывном пункте, находящемся в религиозном районе неподалеку от Центральной автобусной станции, все было как обычно: одни подростки, одетые в майки и шорты, ждали распределения по военным частям, а другие, в черных шляпах и лапсердаках, рассчитывали получить освобождение от службы. Единственное, чем этот день отличался от предыдущих, так это присутствием нескольких репортеров и камер. Один из них, Мэтти Фридман, корреспондент
The Times of Israel, поговорил с несколькими отцами, сопровождавшими своих сыновей на этой жизненной развилке, и с самими молодыми людьми.
«Мы служим уже 64 года, — сказал Иехуда Бен-Давид, житель религиозного квартала в Иерусалиме, имея в виду 64 года существования Государства Израиль. —
Студенты иешив охраняют армию и всю страну путем изучения Торы».
«А кто сражался с Титом, разрушившим Второй Храм? Перед лицом римских легионов евреи не сидели и не изучали тексты, — ответил ему другой отец, Моти Хен из мошава Гизо. —
Никто не будет заставлять твоего сына менять одежду или предавать свои убеждения. Если он не хочет надевать военную форму, пусть помогает, чем может — в больницах, психиатрических клиниках. У всех нас одна страна».
20-летний Александр Алкалай, новый репатриант из Парижа, которого Мэтти встретил у входа, сказал:
«Я пришел потому, что считаю несправедливым порядок, когда одни служат, а другие — нет». А бородатый человек, представившийся Цви и не назвавший свою фамилию, сказал:
«Когда армейская операция завершается успешно, это происходит благодаря нашим молитвам. Тора против военной службы».
И лишь один парнишка в белой майке и шортах, с сигаретой в одной руке и банкой с содовой — в другой, выбивался из общей массы:
«Я? Я иду к психиатру за освобождением от службы».
Напомним, что история взаимоотношений харедим и еврейского государства в вопросе военной службы всегда была непростой. В Войне за независимость в осаждённом Иерусалиме находился батальон религиозных евреев. Правда, они не воевали, а укрепляли город. Однако после победы лидеры харедим убедили Бен-Гуриона не призывать в армию 400 студентов иешив, аргументировав это тем, что после Холокоста необходимо укреплять последний оставшийся «уголёк» религиозного образования.
В 1951 году Бен-Гурион подтвердил освобождение студентов иешив от призыва (к тому моменту число освобождаемых выросло до 800 человек), а в 1958 году это решение подтвердил Шимон Перес, в то время — генеральный директор Министерства обороны. В 1977 году, после прихода к власти «Ликуда», опиравшегося, в том числе, на религиозные партии, был отменен количественный лимит освобождавшихся харедим. С тех пор освобождение студентов иешив подтверждалось приказами министров обороны.
Светские израильтяне в основном осуждали эту ситуацию по причине явного неравноправия. В конце концов, после ряда судебных споров и разбирательств, 9-го декабря 2000 года Кнесет сформировал комиссию для составления проекта закона, во главе которой встал судья в отставке Цви Элимелех Таль — религиозный сионист.
Рекомендации комиссии, включающие создание альтернативной гражданской службы для харедим, формирование религиозных воинских частей и возможность в возрасте 22 лет на один год оставить иешиву и заняться чем угодно с правом восстановиться в иешиве или же пойти в армию по истечении этого срока, были закреплены в законе Таля, принятом 23 июля 2002 года. Закон был принят сроком на пять лет с возможностью продления ещё на пять. По истечении этого срока должны были быть рассмотрены результаты действия закона.
21 февраля 2012 Верховный суд Израиля постановил, что закон Таля не принёс ожидаемых результатов, и, будучи причиной общественного неравноправия, подлежит отмене. Против закона голосовали шесть судей (в т.ч. двое религиозных), за — трое.