Top.Mail.Ru

Еврейские надгробия уберут из-под ног

04.03.2013

Благодаря протестам со стороны еврейской общины Львова, власти украинского города приняли решение перенести на еврейское кладбище надгробия, которые в послевоенные годы использовались для мощения улиц и при других работах по благоустройству региона.


После окончания Великой Отечественной войны надгробия с львовских еврейских кладбищ использовались при строительстве дорог, облицовке зданий и для других работ по восстановлению разрушенного города. В частности, надгробные памятники с еврейского кладбища использовались при строительстве Краковского рынка. Рынок был построен как раз на месте еврейского кладбища, опустошенного нацистами, отмечает The Jerusalem Post.

Городские власти пообещали общине, что надгробия будут перенесены на единственное еврейское кладбище, которое не было уничтожено во время нацистской оккупации.

«В 1947 году, когда советская власть строила Краковский рынок, надгробия сломали, положили горизонтально, засыпали щебнем и покрыли асфальтом. Каждый день здесь происходит надругательство над захоронениями. Этот ужасный базар вызывает у людей обиду», — рассказал директор Центра исследования иудаики и благотворительной организации «Еврейское возрождение» Мейлах Шейхет.

Надгробия с львовского кладбища (на идиш они называются «мацейвос») были обнаружены также в населенных пунктах Львовской области. Так, житель города Добромиль Вадим Захарчук заявил, что во дворе его дома много мацейвос: «Мы всегда хотели убрать их со двора, однако городские власти не хотели разбираться в этом. Они говорили, что у них нет денег на это. Однако мы сами это сделать тоже не можем, у нас нет средств. Вот так и живем. Стыдно, что нам приходится ходить по надгробиям», — передает NEWSru.co.il.

В 2010 году Шейхет получил грант от правительства США с целью археологического исследования места, на котором стояла крупнейшая львовская синагога «Золотая Роза», разрушенная нацистами. Из-за спора с девелопером, планирующим возводить на этом месте гостиницу, раскопки не начались до сих пор.

Первое документальное свидетельство о проживании евреев во Львове датируется серединой XIV века. Перед началом Второй мировой войны во Львове проживало 140 тысяч евреев, то есть около трети всего населения города. В годы нацистской оккупации еврейское население Львова было практически полностью уничтожено. Евреи, поселившиеся на Львовщине в послевоенные годы, были преимущественно выходцами из Восточной Украины и других регионов СССР.


Николай Лебедев

{* *}