Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
02.12.2013
И кто сказал, что для других могут устраивать праздники, а для своих — нет? Могут. Если захотят. В этом году — захотели. Церемония вручения премии Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше–5773» качественно отгремела 1 декабря в Кремле.
По сложившейся в последние годы традиции, московские евреи отправляются в один из дней ханукальной недели в Государственный Кремлевский дворец — наблюдать чудо. «Кремлевский дворец съездов» — как гласит выбитый золотыми буквами указатель в метро — собирает по пять тысяч евреев, которые с удовольствием наблюдают за тем, как разные известные личности награждают их же, евреев, на главной площадке страны. Страны, про которую совсем недавно говорили, что евреев здесь больше практически нет.
Сметливая тетечка давно в курсе проторенного за годы маршрута и еще у выхода из метро раздает флаеры с красочным ханукальным поздравлением. Только на обороте — приглашение отметить Хануку вместе с «Евреями за Иисуса». Она, вероятно, и сметливая, но проторивших дорогу к Кремлю просто так не проведешь. Они проходят дальше, к Кутафьей башне, фотографируются на фоне кремлевских стен и улыбаются. У них — праздник. И атмосфера возле Кремлевского все-таки какая-то волшебная.
В фойе звучит веселая музыка, но нет веселых танцев, которые гремели здесь когда-то. Вместо этого — сдержанные рекламные буклеты от Еврейского музея и Центра толерантности. Борьба за толерантность набирает обороты, и приходится идти сразу в зрительный зал. «Смотрите, пожалуйста, на сцену, я вас снимаю», — обращается к занявшим свои места оператор в широкополой шляпе, который и сам-таки просится в кадр. «Все еврейские лица», — объясняет он. Свет гаснет, на сцене зажигаются звезды и свечи и пронзительная скрипка Сани Кройтора открывает вереницу чудес. Вслед за Андреем Максимовым на сцене появляется Валдис Пельш и в ответ на недоуменные взгляды зрителей смеется: «А потому что песню “Скрипач на крыше” придумали латыши». Чуть позже в зрительном зале и правда раздастся недовольный возглас: «Почему Пельш-то ведет? А это кто стоит лохматый?» Ну, кто не успел...
Со словами праздничного приветствия на сцену выходит главный раввин России Берл Лазар. Ханука — праздник уникальный, ведь только в эти дни мы обязаны говорить всем народам о нашем чуде, которое было сотворено более двух тысяч лет назад. И только при вере в Б-га чудо возможно. Самое святое для евреев — это семья и дом. Советский Союз мог закрыть синагоги и еврейские школы, но он не мог запретить еврейским матерям петь детям еврейские песни и готовить гефилте фиш, он не мог запретить передавать традиции из поколения в поколение — и традиция жива. Зажженный в домах праздничный свет ханукии по традиции должен быть виден на улице. Сегодня этого света недостаточно только в домах. Сегодня нужно, чтобы везде был виден этот свет, везде был виден дух еврейского народа. Церемония вручения премии «Скрипач на крыше» была открыта.
Берл Лазар вручил статуэтки первым двум лауреатам. Премии в номинации «Общинная жизнь» удостоился председатель еврейской общины Оренбурга Эдуард Берлин. Лауреатом в номинации «Мужество» оказался посланник ХАБАДа в Дербенте, ставший в этом году жертвой покушения и чудом оставшийся в живых, — раввин Овадия Исааков. Тысячи молитв помогли — и в этот день он поднялся на сцену. В отличие от многих лауреатов, он заметно волновался и вспомнил ту девятимиллиметровую пулю, которая ничего не стоила в сравнении с молитвами и любовью, которые он получил в ответ. И рассказал о еще одном чуде, которое произошло в его семье несколько лет назад, когда он только-только прибыл в Дербент. Для новорожденного ребенка оставалось всего три банки «Матерны», специального детского питания. И где его брать потом, было неизвестно. Единственный выход — лететь в Москву и потом в Израиль. Прогуливаясь с ребенком вдоль улицы Ленина, его жена набрела на аптеку, в которой нашлась израильская «Матерна». Оказалась она там совсем случайно, женщина из Махачкалы просила продать ее хоть кому-то за ненадобностью. Найденных баночек было ровно восемь...
Награждения разбавлялись любимыми всеми песнями на идиш. Как отметил Борух Горин, церемония была построена «с намеком на тех, кто пел, несмотря ни на что». Он рассказал, что когда «великий негритянский» певец Поль Робсон приезжал в СССР, большую часть его репертуара составляли именно эти песни, а когда руководство намекнуло ему: зачем, мол, ведь в Советском Союзе живет очень мало евреев, он спросил: «А негров больше?» И теперь смычок Сани Кройтора намекал на мотив очередной песни. Андрей Максимов рассказывал ее историю. И наконец, она зазвучала.
Виктор Вексельберг стал победителем в номинации «Благотворительность». Вручать награду за создание попечительского совета Еврейского музея и Центра толерантности вышел президент ФЕОР Александр Борода. Всем в очередной раз напомнили о том, что музей стал крупнейшим подобным учреждением в Европе, а свою зарплату на его создание перечислил некогда сам Владимир Путин. Александр Борода добавил, что музей не только является сегодня самым интересным и технически оснащенным по сравнению с аналогами, но останется таковым и в будущем. Виктор Вексельберг был очень тронут, отметив, что еврейская история — это история Холокоста, а у него семнадцать человек лежат в лесу под небом Украины, и обещал сделать все возможное, чтобы подобное не повторилось с нашими детьми. Признать лично за собой заслуги, за которые был удостоен премии, он отказался, назвав награду авансом для огромной работы в будущем и попросил не упираться в слово «деньги», ведь в создание музея вложены души и частички жизни многих людей, в том числе и руководства страны. Вообще в этот вечер многие не хотели принимать награду лично на себя и сразу выдавали списки тех, кто был причастен.
Из рук Александра Бороды премию приняла и Виктория Мочалова, бессменный руководитель Центра «Сэфер». Она игриво вышла на сцену, опять же символически приняла награду и уловила игру света в получении награды за «Просветительскую деятельность» в светлый праздник Хануки.
Андрей Максимов продолжал рассказывать истории с той сказочной загадочностью, будто все слышат о них в первый раз. А об этом уже не раз рассказала любая «Вики». За песню «В Кейптаунском порту» Марку Тишману кричали не «Бис!», но Браво!». Обратившись в ответ к своим «соотечественникам» (что он имел в виду?), Марк пожелал смотреть на чудеса тем взором, которым чудо можно разглядеть. А вот Сергей Галанин совершил воистину нечто геройское — специально для этого концерта он выучил «Тум-балалайку» на идиш. Вышло искренне и правдиво. В зале украдкой смахивали слезы. А Пельш отметил, что «более артикулированного и старательного идиша он не слышал».
Следующего лауреата он проводил со сцены со словами: «Идите творить, маэстро!», вспомнив ему и его художественный талант. Премия в номинации «Музыкальное событие года» без удивления досталась Андрею Макаревичу за создание альбома Yiddish Jazz. В перечне благодарностей был назван «Русский пионер» — помог донести альбом до слушателей. Агитировал? Маэстро ушел творить, исполнив перед этим одну из своих призовых «пьесок».
Следующие две номинации однозначно посодействовали укреплению российско-израильских отношений, и миссия награждения была доверена послу еврейского государства в Москве Дорит Голендер, которая в начале выступления «подписалась под каждым словом Берла Лазара» о прошедших за последние двадцать лет в России чудесах. На ногах у нее были отличные синие туфли.
В номинации «Культурное событие года» лучшими стали организаторы прошедшей в Эрмитаже выставки «Белый город. Архитектура Баухауса в Тель-Авиве». Ница Мецгер-Шмук, Таль Ияль, Смадар Тимор — ребята подготовились серьезно и произнесли серьезный спич, не подорвавший авторитет Израиля на сцене главной государственной сцены России. «Чувствуем, что очень близки вам в этот вечер», — так мог прозвучать идеальный перевод. Прокатившись по многим городам мира, в Петербурге выставка собрала наибольшее количество посетителей. А в самой Северной столице было обнаружено немало тель-авивских мотивов, ведь многие из израильских архитекторов обучались в странах раскинувшегося на шестой части суши СССР.
Следующая «виновница» влетела на сцену плавно и воздушно, словно фея. Линор Горалик удостоилась премии в номинации «Литература» за создание книг «Библейский зоопарк» и «Путеводитель по Израилю (только и исключительно) для детей». Опять посыпались благодарности, в том числе в адрес издательства «Книжники», фонда «Ави Хай» и лично Давида Розенсона. Без них эти книги не состоялись бы, да, но зачем издавать книги, если их не могут позволить себе те, для кого эти книги предназначены? Как-то, что ли, стыдно.
Для исполнения песни «Бублички» на сцену был приглашен ансамбль, который когда-то кому-то посоветовала Надежда Бабкина. Оказалось, Бабкина плохого не посоветует. Музыканты из группы «После одиннадцати» выглядели в стиле группы «Секрет» и отыграли не хуже. Семен Альтов, в свою очередь, пожалел, что поздно узнал о музыкальной тональности церемонии, а то бы приехал вместе с молодыми музыкантами питерской консерватории, которые написали на его тексты музыку. Поэтому читать ему пришлось без аккомпанемента, но зал не возражал, получив в конце пожелание: как можно дольше не доходить до третьевозрастной стадии, когда всю ночь спишь, а утром просыпаешься так, будто всю ночь гулял, пил и черт те чем занимался.
За активно проводимую политику в развитии ценностей толерантности был награжден телеканал «Дождь». Премию в номинации «Журналистика» Наталья Синдеева получила из рук главы департамента общественных связей ФЕОР Боруха Горина, который был рад вручить приз каналу, который «всегда остается на стороне слабых» в дни Хануки — праздника слабых, которые восстали против сильных. Наталья отметила только то, что делают они это не из-за какого-то социального заказа, а, конечно же, от чистого сердца и от души.
Ректор МГУ Виктор Садовничий вручил приз в номинации «Кинематография» французскому писателю Мареку Хальтеру, снявшему документальный фильм «Биробиджан, Биробиджан!» — о заброшенном уголке Земли, где до сих пор сохранилась культура идиш. Говорят, что евреев в Биробиджане осталось не очень много, а культура идиш переживает свое возрождение в еврейских кварталах Нью-Йорка. Но каждому — свое кино. А Садовничего с Хальтером связывает некогда открытый в стенах университета Французский коллеж.
И наконец — «Человек-легенда». Роман Карцев. Они закрыли концерт вместе с не меньшей легендой, Иосифом Кобзоном, который не пожалел, что когда-то посодействовал переезду одессита в Москву, и вручил ему статуэтку скрипача. Иосиф Давыдович искрил в этот вечер шутками, например, про то, что евреям можно смотреть на голых женщин, но нельзя — на электросварку, и под занавес вывел на сцену, ни много ни мало, Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России под управлением Виктора Елисеева. Зал начал возбужденно гудеть, то ли от происходящего на сцене, то ли от понимания того, что пора занимать очередь в гардероб. В тот момент, когда исполнители от МВД начали дружно приплясывать под «Хава Нагилу», зрители стали вскакивать со своих мест и, хлопая в ладоши, радостно выбегать из зала. «Евреи, стойте! — пытался вразумить их Валдис Пельш. — Евреи, с праздником еще раз!» Но они продолжали бежать. Андрей Максимов что-то говорил еще про свет Хануки, который предлагал забрать им с собой. Но его уже не слышали. Не остановило даже предложение Кобзона дать премии новое название «Евреи в Кремле». А в гардеробе, как оказалось, можно было потолкаться с самими лауреатами.
«Отличный концерт! Замечательно мальчик играл — Спиваков отдыхает!» — последнее, что удалось услышать из зрительного зала. А «мальчику» Сане Кройтору и правда подходили чуть более нежные слова Окуджавы, произнесенные о нем в начале концерта: «Я не то чтобы от скуки — я надеялся понять, как умеют эти руки эти звуки извлекать».
Анастасия Хорохонова