Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.01.2014
В конце ноября прошлого года в синагоге белорусского города Гродно был запланирован масштабный детский праздник по случаю Хануки. Мероприятие пришлось отменить из-за пожара, вспыхнувшего на кухне и перекинувшегося в зал, где должно было состояться торжество.
Еврейскую общину Гродно уничтожали нацисты, преследовали коммунисты. Живой несмотря ни на что общине в конце прошлого года был нанесен очередной удар. «Пожар произошел в канун Хануки, — рассказал в интервью Chabad.org раввин Гродно Ицхак Койфман. — Огонь повредил помещение школы, молитвенный зал и кухню. Пожар не затронул небольшое помещение на первом этаже, но оно непригодно для проведения общинных мероприятий».
Незадолго до пожара в здании синагоги была проведена реставрация. «Синагога находится в центре города, и ее внушительное здание является одной из главных достопримечательностей Гродно, привлекающих внимание туристов. Долгие годы здание находилось в запущенном состоянии, в нем не было отопления. К счастью, пожар почти не затронул недавно отреставрированный фасад синагоги, но внутренние помещения придется восстанавливать снова», — говорит Койфман. Для сбора средств на восстановление синагогального здания община открыла сайт www.fireingrodno.com.
Гродненская еврейская община имеет богатую историю. Селиться здесь евреям разрешили в 1389 году. Вскоре город стал важнейшим еврейским центром Великого княжества Литовского. Большая синагога Гродно — старейшая из действующих на территории СНГ. Она была построена в 1578 году по инициативе раввина Мордехая Яффе, известного как Левуш — по названию его 10-томного галахического сочинения.
Здание спроектировал придворный архитектор польского короля Сигизмунда II Августа, выходец из Италии Санти Гуччи. Кирпичное сооружение практически в неизменном виде простояло до 1899 года, когда впервые пострадало от пожара. В 1907 году синагога была восстановлена и являлась важнейшим еврейским центром Восточной Европы вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В период между двумя мировыми войнами Гродно входил в состав Польши, и еврейская жизнь здесь, в отличие от городов Восточной Белоруссии, процветала. До прихода нацистов в Гродно проживало около 25 тысяч евреев, которые составляли половину всего населения города. Здесь действовало множество еврейских организаций и школ разных направлений с преподаванием на иврите, идише и польском. До 1939 года в городе располагалась также одна из самых известных иешив литовского направления «Шаар а-Тора». Ее преемницей является иешива «Шаар а-Тора Гродно» в районе Кью-Гарденс, в нью-йоркском Квинсе.
По условиям пакта Молотова–Риббентропа Гродно в 1939 году вошел в состав СССР. 22 июня 1941 года нацисты вторглись на советскую территорию, и из города, находившегося всего в нескольких километрах от границы, почти никто не смог эвакуироваться. Уже на следующий день в него вошли части вермахта. В ноябре 1941-го все евреи Гродно были переселены в гетто, через несколько месяцев начались депортации в лагеря смерти. 12 марта 1943 года Гродно был объявлен «юденрайн» — свободным от евреев.
В послевоенные годы здание гродненской синагоги не ремонтировалось. В нем располагались склады пищевого комбината, аптечного управления, а затем — художественно-промышленные мастерские. После падения советской власти в 1991 году синагогу вернули еврейской общине в плачевном состоянии: здание было сильно разрушено, отсутствовали электричество и водопровод. Сегодня Большая синагога — единственная действующая в городе, еврейское население которого насчитывает около тысячи человек.
Уроженец США Ицхак Койфман и его жена-израильтянка Нехама приехали в Гродно в качестве посланников ХАБАДа в 2003 году. Поначалу им пришлось снять для общины и детского сада при ней отдельное помещение, но Койфманы всегда надеялись, что им удастся восстановить синагогу и использовать ее в прежнем качестве. Благодаря помощи Фонда семьи Рор и других спонсоров здание удалось частично восстановить, открыть в нем молитвенный зал, детский сад и благотворительную столовую. Однако до полного восстановления было еще далеко. Теперь, после пожара, многое придется начинать с начала.
«В наших планах превратить все здание синагоги в еврейский общинный центр, открыть здесь книжный магазин, магазин кошерных продуктов и музей», — говорит Ицхак Койфман. Несмотря на трудности, гродненский раввин не унывает. Как гласит хасидская пословица, «нох ан файер вет мен райх» — «переживший пожар станет богачом». «Надеюсь, мы станем богаче не только в материальном, но и в духовном плане», — смеется раввин.
Роберт Берг