Top.Mail.Ru

Дважды обреченные

08.05.2014

«Судьбы в годы Великой Отечественной войны» — выставка с таким названием открылась в Еврейском музее и центре толерантности в Москве на исходе праздника Песах и в преддверии Дня Победы. «В эти дни мы вспоминаем долгий и непростой путь евреев к свободе, к победе над своими угнетателями», — говорит Ольга Голованова, координатор выставочных и архивных проектов фонда «Архив семьи Блаватник», предоставившего материалы для экспозиции. По ее словам, цель фонда — показать, что «во время Великой Отечественной войны евреи были не только жертвами, что они сражались против нацистов плечом к плечу с представителями других национальностей и вместе с ними одержали победу».


С 2006 года фонд собирает материалы о советских евреях, воевавших в Великой Отечественной в рядах Красной армии и партизанских отрядах, — письма и открытки с фронта, личные дневники, фотографии, видеоинтервью. «Опыт войны для них был двойной: эти люди пережили войну как евреи и как солдаты. В общем, были дважды обреченными», — считает председатель правления Еврейского музея и глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. За эти годы сотрудники фонда побывали во многих странах и записали более 1100 рассказов ветеранов войны — о гражданской катастрофе, вызванной нацистским вторжением, о патриотизме, о верности родине, о героизме в боях, о ранениях, о смерти, о тоске по дому, о преступлениях нацистов, о погибших однополчанах и, конечно, о победе. Часть этих материалов представлена на выставке в Еврейском музее. 

Помимо самих историй ветеранов, фонд впервые представил и большую коллекцию открыток, которые в годы войны выпускались ленинградскими типографиями и распространялись по всей стране. За 900 дней блокады в Ленинграде было издано свыше 800 сюжетных открыток — труд в осажденном городе не прекращался несмотря ни на что. 


И мы ворвались в лагерь смерти, в концлагерь Майданек. 44-й год. Мы первые вошли, первые ворвались. В лагере мы собрали охрану. Плевали в них, бросали камни. У печей крематория обгоревшие кости, ноги обрубленные, отрубленные. Это если кто не помещался в печь 
 высокого роста, — тем отрубали ноги и здесь же бросали. Пепел немцы использовали — удобряли землю. Пепел этих трупов. Противотанковые рвы доверху были наполнены трупами. Там были разные зоны. В одной зоне длинные деревянные бараки, доверху наполненные обувью. Там была и детская обувь, причем маленьких детей, уничтоженных. Другой барак был наполнен волосами. Эти волосы набивали в матрасы. Все это отправлялось сначала в мастерские — ремонтировали... После того, что увидели, мы были в ярости. Наступали, в плен не брали. Расстреливали. Пока не пришел приказ верховного главнокомандующего Сталина: за расстрел — расстрел. Вот тогда перестали расстреливать, но и то местами нарушали этот приказ. 

(Марк Ниссонович Альтшуллер)

Собирать и записывать свидетельства тех, кто стал участниками и очевидцами войны или пережил Катастрофу на оккупированных нацистами территориях, исследователи начали относительно недавно. Фонд «Шоа» Стивена Спилберга, например, с 1994 по 1999 год собрал около 52 тысяч таких «свидетельских показаний». На территории бывшего СССР проблема недостатка «живых» свидетельств объяснялась в том числе официальным запретом на ведение дневниковых записей. И тем не менее многие это делали. Большая часть дневников не уцелела, некоторые десятилетиями скрывались от чужих глаз и только в 90-е годы стали достоянием общественности.

Фонд семьи Блаватник, основанный как частная коллекция еврейской истории XIX-XX веков, начал собирать воспоминания ветеранов войны после того, как в его распоряжении случайно оказались фронтовые письма-треугольники. Обнаруженная на истрепавшихся листках еврейская фамилия солдата, их писавшего, навела на мысль о том, что история участия евреев в войне почти не изучена. «Мы знаем о том, что была великая советская армия, что евреи погибли в Холокосте, но совершенно не был запечатлен маленький кусочек истории того, как полмиллиона евреев воевали в рядах Красной армии, — рассказывает Ольга Голованова. — 19-летний парень знает, что всю его семью расстреляли и закопали, сейчас он на фронте, и возвращаться ему некуда — какие ощущения он испытывает, чем отличается от других воинов-красноармейцев? И мы стали задавать этот вопрос ветеранам. А они начали нам рассказывать. Например, о том, каково это было — выйти из гетто и попасть в партизанский отряд, где тебя не особо принимали, потому что ты еврей. Но в то же время ты сбежал из гетто и поворачивать обратно к немцам и полицаям тоже не вариант. Как из этой ситуации выбраться?»


Выполняли свое задание, старались выполнять как можно лучше. Поскольку я чувствовал, что я еврей, то должен был все делать так, чтобы не опозориться, чтобы не сказали, что вот, он трус. Я, конечно, боялся попасть в плен. Один патрон обязательно для себя. Что можно во время войны видеть? Горе. Есть город Калиш. Я как-то на машине подъехал к этому городу, на окраине стоял. Подходит мужчина и говорит: «Пане капитан, вот где вы стоите, вчера было триста или больше живых... закопали — евреев. Всю ночь под землей крик был». Я впервые почувствовал, что волосы могут встать дыбом. Я бежал с этого места. Заставили людей живых туда забраться, в эту яму, и засыпали. Они пожалели патроны. Я ведь не знал об этих лагерях, об уничтожении именно еврейского народа. Мы не знали о восстании евреев в Варшаве, хотя были в нескольких километрах...

(Эля Геннадьевич Мильков)

На открытие выставки в Еврейский музей были приглашены те, без кого она не могла бы состояться, — ветераны войны. «Я благодарна своим ветеранам за то, что они есть, что они олицетворяют память всех тех, кого нет с нами, кто погиб за нас и за то, чтобы мы жили. Мы помним, как тяжело было нам, евреям, вечно униженным и оскорбленным...» — говорит Мара Евсеевна Пилипенко, глава Союза евреев-инвалидов и ветеранов войны, которая как никто другой знает, что значит сохранить память и передать ее следующим поколениям. В рамах выставки организуются встречи с ветеранами и членами их семей, продолжается работа по сбору материала. «Такие выставки важны еще и потому, что они побуждают к дополнительными воспоминаниям. Появляются новые желающие поделиться своими историями и тем самым составить более полную картину такой известной и такой неизвестной войны», — рассказывает Борух Горин.

О «неизвестной войне» говорит и Ольга Голованова. Посетители выставки в России и Америке воспринимают ее совершенно по-разному. «Здесь, в России, не нужно рассказывать о блокаде Ленинграда, Сталинградской битве, переходном моменте после битвы за Москву. А, например, в Нью-Йорке, в одной из центральных синагог “Парк-Ист”, история совсем другая, — отмечает она. — Большинству тамошних посетителей лет за сорок, это люди эрудированные и образованные, но они совершенно не знакомы с историей Великой Отечественной войны — они знают лишь историю Второй мировой, которая началась для них с Западного фронта. Они знают, что евреи были жертвами Холокоста, но не знают о советских солдатах-евреях. Поэтому истории этих солдат вызывают у них огромный интерес: во-первых, они воевали, во-вторых, были на фронтовой линии, в-третьих, вышли оттуда победителями».


Известие о капитуляции немцев в Сталинграде? Радовались. А там, за колючей проволокой стояли немцы 
— босые, голые. Мороз. Февраль. И знаете, даже их жалко было. Безоружные, молодые. Мы на кухню заходили и, если кусочек манной каши засохшей был, потихоньку им передавали. Я рассказывала детям. «Мама, ты немцев кормила?» Когда человек безоружный, хоть он и немец, он все равно человек. 

(Асма Янкелевна Гиндина)

Один из таких солдат — Абрам Кашпер, передавший организаторам выставки большую черно-белую фотографию 70-летней давности. 1945 год, взятие Берлина, Кашпер с товарищами стоит перед Рейхстагом. За несколько недель до этого ему пришла телеграмма из родного поселка: «Товарищ Кашпер, всех ваших родственников расстреляли немецко-фашистские оккупанты. Вы обязаны отомстить за них». Сейчас ветеран живет в Чикаго, интервью он давал в окружении своих детей и внуков. С одной стороны, Абрам Кашпер, несомненно, жертва той войны: он прошел через все ее испытания и потерял в ней своих родных. Но с другой стороны — он выжил, закончил войну победителем и сумел рассказать свою историю потомкам.


Анастасия Хорохонова

{* *}