Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
18.12.2014
В среду, 17 декабря, в Государственном Кремлевском дворце прошла церемония вручения ежегодной премии Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше 5774/2014».
Начинать церемонию не спешили, хотя то и дело из разных концов зала доносились звуки нетерпеливых аплодисментов. И вот спустя двадцать минут после обозначенного в билетах времени свет погас, занавес раздвинулся, и в зал полилась волшебная музыка Оффенбаха.
По приглашению ведущих, актрисы Алики Смеховой и певца Марка Тишмана, для открытия церемонии на сцену поднялся главный раввин России Берл Лазар. Поздравив присутствующих с Ханукой, он напомнил о главном, чему учит этот праздник. «Когда вокруг темно и холодно, в наших домах горит свет. Все прогнозы говорят, что завтра будет еще хуже, но это не для нас, — затронув злободневную тему, сказал раввин Лазар. — Мы верим, что Ханука несет большое благословение каждому, потому что она дает нам свет, оптимизм и радость. И сегодня, когда мы вместе, нам нужно думать об одном: если мы будем радоваться, Б-г услышит наши молитвы и пошлет нам радость».
По словам Лазара, лауреаты этого года — как раз те люди, кто дарил свет и радость окружающим. Представлять номинантов и вручать им символ премии на сцену вышел отец ведущей церемонии, «человек с самой ханукальной фамилией», как он сам себя представил, актер, режиссер и литератор Вениамин Смехов. «Прежде чем говорить о новой синагоге в Краснодаре, позвольте рассказать о старой синагоге в Чикаго», — интригующе начал главный церемониймейстер. Оказалось, что основателем первой главной синагоги Чикаго был двоюродный дед актера, а лауреатом премии в первой номинации, «Общинная жизнь», стал как раз один из основателей синагоги в Краснодаре, открывшейся в октябре после семи непростых лет ремонтных и подготовительных работ. Получать награду «за активное развитие еврейских традиционных ценностей» на сцену вышел председатель краснодарской еврейской общины Арье-Лейб Ткач.
В речи номинанта из Краснодара, конечно, звучали слова о свете и чуде. О том же говорил и следующий лауреат — Валерий Дымшиц, получивший премию за переводы с идиша в номинации «Литература». Разве не чудо, сказал Дымшиц, что за последние 20 лет в России появились школа перевода с этого языка и замечательные издательства, благодаря которым вернулись из забвения десятки имен прекрасных писателей. «Читайте еврейских поэтов и прозаиков, они хорошие!» — призвал со сцены переводчик. «А можно я вам скажу на идише? — подыграл ему Смехов. — Зай гезунд!»
Маленькое чудо произошло и в зале. Все наконец-то расселись и перестали шипеть друг на друга. И все стало хорошо, как в известной песне про маркизу, с которой на сцену вышел не менее известный «Хор Турецкого».
От литераторов — к журналистам. Победители в этих двух номинациях оказались, как ни странно, связаны. Один — переводчик с идиша, другой — сын знаменитого писателя, творившего на этом языке. Израильтянин Владимир Бейдер, получивший премию за серию публикаций об Израиле в журнале «Огонек», признался, что в его не самой благодарной и уважаемой по нынешним временам профессии есть одно преимущество: она дает шанс познакомиться с интересными людьми и рассказывать о том, что тебя волнует.
В этом году вручалось немало «групповых» премий. В «очень еврейской», по словам ведущего Марка Тишмана, номинации «Образование» премию за создание сети еврейских школ в России получило Общество ремесленного труда (ОРТ), которое помогает не только евреям. Директор общества Сергей Горинский пошутил, что поначалу не поверил в присуждение премии: «Думал, что опять с телевидением, ОРТ, перепутали».
Еще одну «коллективную» награду получила выставка «Энди Уорхол: Десять знаменитых евреев ХХ века», которая в этому году прошла в Еврейском музее и центре толерантности. Серия из десяти портретов знаменитых евреев: Зигмунда Фрейда, братьев Маркс, Сары Бернар, Франца Кафки, Гертруды Стайн, Мартина Бубера, Луиса Брандейса, Джорджа Гершвина, Голды Меир и Альберта Эйнштейна — стала «культурным событием года». За статуэткой скрипача на сцену выпорхнула единственная представительница прекрасного пола, главный куратор выставочных проектов Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.
Театр имени Маяковского стал победителем в своей профессиональной номинации за спектакль «Бердичев». Получать «скрипача» вышел режиссер спектакля Никита Кобелев. «Для меня это большая неожиданность и большая честь. Я очень благодарен, — сказал он. — И я рад и счастлив, что так получилось, что я стал первым постановщиком этой пьесы великолепного автора Фридриха Горенштейна, которая ждала своего часа 39 лет».
Если «Бердичев» — это сага о послевоенной жизни евреев в небольшом провинциальном городке, то фильм «Туфельки», ставший победителем в номинации «Кинематография», — это рассказ о самой трагической странице в истории еврейского народа, о Холокосте. Эта картина — единственный претендент от России на премию «Оскар» за 2013 год (в категории «Лучший короткометражный фильм»), победитель итальянского кинофестиваля «Империя», лучший короткометражный фильм Х кинофестиваля «Лучезарный ангел». Режиссер и сценарист «Туфелек» Константин Фам, поднявшись на сцену, признался, что для него эта награда — серьезный аванс: «За столь малый фильм не дают такую большую премию». В словах режиссера не было кокетства, он искренне волновался и даже с трудом закончил речь, но благосклонная публика оценила искренность Фама.
Музыкальная программа церемонии была построена на популярных произведениях еврейских композиторов и исполнителей. Звучала музыка Гершвина и Бенни Гудмена, песни Ива Монтана и Джо Дассена, Марка Бернеса и Леонида Утесова. Марк Тишман на пять минут вернулся к своему привычному амплуа и спел песню Джона Кэндера из знаменитого фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк». А актерский дуэт Смеховых вспомнил о другом семейном дуэте, музыкальном — об отце и сыне Дунаевских. «Я донимал их с сестрой только одной песней, — поделился с залом Смехов и напел: — “Жил отважный капитан…”» Исполнить этот шлягер Исаака Дунаевского на сцену вышел, по словам Алики, «самый романтичный из всех рок-музыкантов», Сергей Галанин. Не обошли вниманием и Дунаевского-младшего: группа «Пицца» спела не менее популярную, чем «Капитан», песню «Непогода».
«Благотворительность и меценатство — это удел сильных. Сегодня эти понятия означают класс личности тех, кто откликается на призывы к милосердию», — сказал, предваряя вручение премии в номинации «Меценатство», церемониймейстер Смехов. Предприниматель Александр Клячин, чьи заслуги в филантропии отметили в этом году, попытался снизить градус пафоса: «Премию дают тем, кто радует людей. Тем, кто делал что-то важное: снимал кино, учил детей… Я считаю, что ничего такого не делал и мне можно ничего не давать. Но не принять эту премию невозможно от тех, кого люблю».
Помощь московских властей в строительстве и открытии культовых и других общинных сооружений не осталась незамеченной Федерацией еврейских общин России. Заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин, победитель в самой «официальной» номинации («Государственная деятельность»), вышел на сцену еще до того, как Смехов закончил его представлять. Речь столичного чиновника, получившего «скрипача» за содействие развитию социальной инфраструктуры еврейской общины, предсказуемо стала самой продолжительной и насыщенной ответными реверансами и благодарностями ФЕОРу.
После номинанта из мэрии весьма символично вписалась в канву вечера песня группы «Браво» про «самый лучший город на Земле». Пожалуй, именно Евгения Хавтана и его музыкантов зрительный зал встретил теплее всего. И именно после их выступления настал кульминационный момент церемонии.
«Человека-легенду» — ветерана, инвалида войны, дважды представленного к званию Героя Советского Союза, но так и не получившего его, хирурга-травматолога, доктора медицинских наук, израильского поэта и писателя Иона Дегена — зал приветствовал стоя. Этот человек действительно легендарен. В шестнадцать лет он ушел на фронт, получил двадцать два осколочных ранения, горел в танке. И каждый год из четырех лет войны считает гораздо весомее иных десятилетий: «Кто-то скажет: ну, подумаешь, дедусь, тебе почти девяносто, а ты о каких-то четырех годах говоришь. Так может сказать только не знающий удельного веса этих четырех лет». Врачи не верили, что он выживет. Но он выжил и всю свою жизнь называет чудом.
«А вот чудо, посланное мне Всевышним, — моя любимая жена. Ровно через две недели мы с ней отметим 61 год нашей супружеской деятельности. Ну, не дает она мне говорить! Машет, чтоб я заткнулся. И так всю жизнь. 61 год меня подавляют!» — шутил со сцены Ион Лазаревич, а зал живо откликался смехом и аплодисментами.
Лейтмотив торжества — свет, радость и чудо. И призыв Вениамина Смехова «слушать музыку своей души и не бояться взлетать над суетой, как скрипач на крыше», в финале церемонии был как нельзя кстати. Жаль только, что те, кто спешил в гардероб, не дождавшись конца праздника, вряд ли это услышали.
Анна Кудрявская