Еврейские свадьбы в Москве

12.04.2001

В минувшее воскресенье 1 апреля в Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще состоялась торжественная церемония свадьбы (хупы) в честь 100-летия со дня рождения Любавичского Ребе Менахема Мендела Шнеерсона. Событие интересно тем, что впервые в новом здании общинного центра одновременно три пары связали себя узами брака, согласно еврейской традиции.



Брак — это святой институт в иудаизме. Существует много причин для различных обычаев в богатом великолепии еврейской практики. Некоторые из них, относящиеся к свадебной церемонии (хатуна), даны, чтобы сделать ее более значимой для каждого присутствующего.



Неженатый еврей считается "половиной человека". На день свадьбы, смотрят как на начало новой жизни в качестве полной души как для невесты (кала), так и для жениха (хотан).



Неделю до свадьбы хатану и кале запрещается видеть друг друга. В Шабат за неделю до свадьбы хосона вызывают к Торе (уфруф), чтобы напомнить о его обязанности рассматривать ее как руководство в семейной жизни. За несколько дней до свадьбы и в течение недели после нее пара считается королевской семьей, и поэтому без персонального эскорта они не появляются на людях.



На свадьбе празднование до церемонии начинается в двух отдельных местах (в одном и том же доме). В это время родственники и друзья приветствуют невесту и жениха и благословляют их, отдельно искренне желая им всего самого наилучшего.



Пока женщины посещают калу, ожидающую предстоящей церемонии покрывания вуалью, мужчины занимаются согласованием тенаим (условий), символизирующих обязательство хатана выполнить обещание жениться на своей кале. Подписав и закончив обязательство, матери разбивают тарелку, обозначающую, что подобно тому, как разбивание тарелки является необратимым, так и помолвка не может быть расторгнута.



Перед церемонией хупы жених, эскортируемый обоими отцами и в сопровождении родственников и друзей, идет, чтобы покрыть невесту вуалью (бедекен).



Во время этой процессии поется очень торжественная хасидская мелодия.

Жених покрывает лицо невесты вуалью, напоминает о том, как Ривка покрывала свое лицо перед тем, как увидеть Ицхака перед свадьбой.



Вслед за этим начинается центральная часть церемонии, непосредственно именуемая хупой.

Хатан с сопровождающими его двумя отцами и другими мужчинами подходит к хупе (специальному шатру), за ними следует невеста в сопровождении двух матерей и женщин. Эта процессия означает переход калы из дома ее родителей в дом ее мужа. Когда они подходят к хупе, невеста и родители — как невесты, так и жениха, обходят жениха семь раз.



Одним из многих объяснений этих семи кругов является то, что они представляют семикратную связь, которую брак установит между невестой, женихом и их семьями. После того как невеста закончила обходить жениха, она становится справа об него. Вслед за семью кругами калы, после того как невеста и жених стали рядом друг с другом под хупой, кантор официально приветствует благословением молодоженов.



Сама церемония бракосочетания состоит из двух основных частей: "киддушин" и "нисуин".

Обе части начинаются благословением вина, традиционным символом радости и изобилия. Первый раз жених и невеста отпивают по глотку вина, освящая личные отношения в браке, второй раз они делают это благодаря Б-га за то, что он дает возможность выполнить мицву.



Акт обручения, который следует затем, является свидетельством согласия, к которому пришли двое людей, решивших вступить в брак.



В присутствии двух свидетелей жених надевает простое золотое кольцо, там самым как бы посвящая себе невесту.



Далее зачитывается кесуба (брачный договор) на арамейском языке, цель которого усилить и утвердить достойный статус жены, а также даровать ей множество особых привилегий.

Завершающей частью свадебной церемонии являются семь благословений и разбиение бокала женихом, как еще одно напоминание о разрушении святого Храма Иерусалиме. Мазл тов!

Материал подготовил

Дмитрий Стефкин