Куда смотрит камера

12.04.2001



В понедельник 29 января в московском Доме кино состоялся вечер показа работ израильских и российских документалистов.

Организатором показа стал отдел культуры посольства государства Израиль в Российской Федерации. На суд зрителей было представлено два фильма.

Первая лента была отснята израильским режиссером Ави Мограби в 1998 году. Ее название для российского уха звучит несколько необычно: "Как я научился преодолевать мой страх и любовь к Арику Шарону". Собственно, это не что иное, как собрание хроники участия лидера блока "Ликуд" в парламентских выборах почти трехгодичной давности. Тогда, как известно, генерал Шарон поддерживал Биньямина Нетаньяху.

Примечательна судьба самого автора фильма. В молодые годы израильский журналист Ави Мограби был одним из непримиримых противников Шарона. В 1982 году во время войны в Ливане он отказался служить в армии, за что на некоторое время угодил в тюрьму. Шли годы. Мятежный юноша стал более зрелым человеком, и его пацифистские настроения постепенно пошли на убыль. Через 15 лет после ливанских событий он решил снять фильм о самом отважном израильском солдате — Арике Шароне. Журналист неотступно следовал за генералом во всех его предвыборных поездках по стране. Зрители могли увидеть, как по мере развития событий фильма, его автор не только меняет свои взгляды на личность Шарона, но и становиться сторонником многих идей движения "Ликуд".

Таков путь художника от ненависти к любви. Превратившись в убежденного приверженца Шарона, Ави Мограби решил приехать в Москву, чтобы в преддверии новых выборов представить российским зрителям свой взгляд на Арика.

Авторство другой ленты принадлежит российским кинодокументалистам Элле и Станиславу Митиным. Их фильм "Свои — чужие" известен несколько лучше. Когда-то его фрагменты были показаны на ТВ в программе "Пресс-клуб". Герои картины — московские школьники, которым были заданы одни и те же вопросы об их отношении к национальным меньшинствам и межэтническим проблемам. В объективе кинокамеры оказались и учащиеся еврейской школы, и дети живущих в Москве иностранцев, и обычные подростки из среднеобразовательных учебных заведений.

Авторам фильма удалось показать весь спектр мнений, бытующих в детской и подростковой среде. Увы, мир ребенка слишком зависим от нашего взрослого мира. Прозвучали реплики тех, кто оказался подвержен фашистской пропаганде старших, их традиционные угрозы очистить столицу от "черномазых" и "жидов". Другие их сверстники возмущались самим фактом того, что в России встречаются люди с нацистскими взглядами. Четкие аргументы слышались с обеих сторон, и ненависть одних была так же откровенна, как и отзывчивость других. Однако в самый кульминационный момент картины прозвучали слова маленького ребенка, который простыми словами, с подкупающей детской простотой объясняет взрослым зрителям, почему все народы должны жить в мире. Как говорится, "устами младенца глаголет истина".

Материал подготовил

Дмитрий Стефкин