Во время премьерного показа последнего фильма Вуди Аллена "Вальс с Шопенгауэром" у американских кинотеатров появились пикеты некоторых еврейских культурных организаций. Их участники заявляли, что они протестуют против "показа евреев в неверном и невыгодном свете, а также культивирования ложных стереотипов по отношению к их национальности". Сам Вуди Аллен прибыл в кинотеатр под охраной полиции.
Герой скандального фильма — еврей-профессор, добившийся достаточно большого успеха в науке и карьере. Однако он постоянно испытывает сомнения, страдает от комплексов и ипохондрии, не может завязать длительные отношения с женщиной, боится смерти, а его мать готовит куриный бульон для министра нацистской пропаганды Гебельса.
Один из членов еврейской общины, участвовавших в пикете сказал: "Господин Аллен показал свои собственные страхи и комплексы, но решил представить их как национальные черты еврейского народа. Мы уже устали смотреть, как он из фильма в фильм изображает еврея-неврастеника, и не важно, насколько талантливо он это делает. Он оскорбляет свой народ. Не все евреи дважды разводились, доводили свою жену тем, что совершенно не способны постоять за себя. Этот фильм рисует евреев в крайне непривлекательном, негативном, а главное — лживом свете".
"В фильме, — по заявлению участников пикета, — множество глупейших ситуаций, в которые попадает герой. Его преследуют две его бывшие жены, увольняют с работы и заменяют молодым перспективным профессором". И действительно, герой фильма никак не может примириться с жизнью. Он уже не молод, но не может найти своего места, его постоянно преследуют воспоминания и рефлексия.
Согласно информированному анонимному источнику, Корпорация "Сони Пикчерз Классик" также пытается воздействовать на Аллена и требует если не полностью убрать, то, по крайней мере, сократить в этом фильме сцены, оскорбляющие достоинство евреев. Корпорация хочет, чтобы у фильма была другая концовка, более оптимистичная, где герой начитает поддерживать отношения с евреями, и его жизнь обретает смысл. Кроме того, он должен счастливо жениться.
Сам Вуди Аллен категорически отказывается менять в фильме что-либо. Он не считает, что этот фильм оскорбителен для евреев или каким-то образом унижает их. Любые изменения, по его мнению, полностью исказят идею фильма и сделают его неинтересным.
Хотя на месте профессоров я бы тоже обиделся. Ну, почему, спрашивается, если в кино показывают профессора, то он обязательно в очках, рассеянный и хлипкого телосложения. Какое впечатление может сложиться у публики о людях науки? Поэтому, чтобы никто впредь не обижался, в следующий раз на роль профессора нужно пригласить культуриста Шварценеггера. Политкорректность, так уж политкорректность!
Материал подготовил
Борис Фрид