Должна ли еврейская община всенепременно воспылать чувством гордости по поводу того, что сама Мадонна написала для детей основанную на учении Каббалы книгу «Английские розы» (
«The English Roses»)?
С одной стороны, рассуждает раввин Шмуель Ботеах (Shmuley Boteach), мы имеем дело с весьма многообещающим фактом:
«Действительно, что, казалось бы, плохого в том, что одна из известнейших фигур современного мира “снисходит” до древней мистической традиции, превращая ее в тему первого плана? Не следует ли нам принять ее как нашу спасительницу и королеву, воспеть женщину, которая отказалась от католичества в пользу иудаизма, которая, в конце концов, помогла сделать иудаизм сексуальным?.. Нет, нет и еще раз нет!». А собственно, почему нет?.. А вот почему:
«Усиливающаяся зависимость иудаизма от развращенных личностей из числа звезд поп-культуры ради привлечения внимания публики — это, скорее, признак безрассудства, нежели достижений, признак поражения, а не победы». Каждая религия утверждала свое исключительное право на истинность тысячелетиями, и потому заново дискутировать об истинности какой-то одной из них — все равно, что изобретать колесо или открывать Америку. Тем не менее, реб Шмуель, рассуждая об отличии иудаизма от иных вероисповеданий, считает отличительным свойством других религий чувство тотального превосходства над окружающими.
Позвольте, воскликнет читатель, но ведь именно это чувство во все века считалось отличительным именно для евреев, оно придавало силы в нелегких испытаниях, которые выпали на их долю!.. Ощущение отличия от окружающих еще не означает что ты относишься к ним презрительно, утверждает раввин. Главный оценочный фактор у евреев — благочестие, в свете которого и оценивается достоинство человека.
«Определяющая черта подлинной веры, в противоположность вере поддельной, ложной, — продолжает свое рассуждение Ботеах, —
это первичность моральных ценностей а не сверхъестественных чудес. Посмотрите, как отличаются друг от друга портреты основателя иудаизма Авраhама и основателя христианства Иисуса! Последнему приписываются бесчисленные чудеса и б-жественные качества. Авраhам на протяжении всей книги Берейшит (Бытия) не совершил ни одного сверхъестественного поступка — это обыкновенный поставщик провизии, сидящий перед своим шатром в ожидании голодного путника, а еще это человек, который, даже одержав победу над царями, отказывается от любой добычи и награбленного добра». Ботеах говорит, что Авраhам, в отличие от Иисуса, не б-гочеловек, а праведник — человек, придерживающийся высших моральных норм (в отношении к себе, к окружающим людям и к Б-гу), не обязательно разбрасывающийся б-жественной силой святой. С искренним пылом доказывая превосходство иудаизма над другими религиями (в частности, христианством), известный раввин обращается к образу Моше (Моисея). Как иудаизм характеризует его? «Самый мудрый» или «Самый чудесный», — предположите вы… и ошибетесь! «Самый скромный человек, ступавший по земле» (
Бемидбар, 12:3).
«Его близость к Б-гу подчеркивает его смирение. А вот мошенникам, облаченным в религиозные одеяния и далеким от Б-га так же, как Плутон от Солнца, немного скромности и смиренности совсем не помешало бы, — уверен р. Ботеах; самоуверенность и высокомерие — вот, по его мнению, характерные черты любой из современных конфессий. —
Сегодняшний ислам тоже сбился с пути, утратив самую свою суть. Иудаизм же всеми силами пытается не совершить подобной ошибки, выйдя за пределы моральных границ, не сумев воспитать у своих представителей или преемников стремления к моральной чистоте и высокой нравственности».
«Звезда долгие годы изучала Каббалу. Но она же и всячески способствовала при этом унижению морального достоинства самого понятия “женщина”, пропагандируя в своих клипах садомазохизм, спровоцировав десятилетнее господство декаданса и женоненавистничества; именно она в своей книге “Секс” публично обнажилась за деньги… А теперь, видите ли, превратилась в преданную последовательницу одного из самых святых мистических текстов иудаизма.
Стала ли она от этого лучше? Перестала ли она изображать женщину исключительно как объект мужской похоти? И стало ли признаком облагораживания этой личности ее недавнее появление на вручении наград “MTV music awards”, когда соскучившаяся по шокированию публики звезда «взасос» приложилась к губам Бритни Спирс, зная, что на нее обращены взоры миллионов девушек-подростков? (Сию непристойную выходку она позже объяснила «сестринскими чувствами», чем вообще поставила под сомнение наличие у публики здравого смысла.)». Реб Ботеах напоминает и об «Унесенных морем» (
«Swept Away» ) — последнем фильме с участием поп-звезды, в пух и прах разнесенного даже ценителями, описавших его как дурно пахнущую смесь
«вульгарности, обнаженного тела, секса, плохого вкуса, отвратительной игры и слабой критики» , после чего триумфально вступает в область выводов:
«Вот что представляет собой Мадонна, которая в свои 44 года отправилась путешествовать в мир Каббалы, утверждая, по словам одного из обозревателей в он-лайн, “что все еще хочет раздеваться перед камерами, чтобы все могли украдкой полюбоваться ее несравненными грудью и животом”».
«Каббала доказывает духовное превосходство женщины над мужчиной, женской гибкости над мужской прямолинейностью, женского великолепия над мужской рациональностью. Мадонна же на протяжении всей своей карьеры только и делала, что задевала честь и достоинство женщины, изображая ее куском плоти, лишенным личностного сознания и, более того, даже души. У скольких артисток отбила она желание заниматься любимым делом, спустя полвека после начала феминистской революции доказав, что женщина не сможет записать собственный альбом, покуда не снимет бюстгальтер». В качестве ярких примеров этого тлетворного влияния Мадонны реб Ботеах называет две ее
«неопрятные копии» — Бритни Спирс и Кристину Агилеру. По его мнению, этим трем безнадежным женщинам остается лишь посочувствовать, поскольку отсутствие настоящего таланта превратило их в гротескных идолов, внешним блеском и скандальными выходками маскирующих абсолютную внутреннюю пустоту:
«Что-то не припомню я «Битлз» бегающими в одних брючных ремнях, чтобы таким образом продать все билеты на свои выступления. Я не скрываю того, что провел два года, тесно общаясь с Майклом Джексоном, дружбу с которым, начавшуюся ради благородной цели, теперь считаю одной из величайших ошибок моей жизни. Справедливости ради, следует признать, что в нем очень много хорошего включая мягкий характер и смиренный дух. Но сегодня мне очень стыдно сознавать, сколь же ненадежной оказалась моя вера, если я вздумал полагать, что можно заполучить доверие масс, приобщив к еврейской вере знаменитость!
Как и большинство совершающих подобные ошибки (“если не можешь их одолеть, присоединяйся к ним”), пытаясь соединить вульгарность поп-культуры с безбрежной духовной ширью иудаизма, я тогда не осознавал, что это неминуемо приведет к значительному растворению монотеистической идеи иудаизма в разномастой субстанции, стремящейся представить людей как б-гов. Впрочем, эта история многому научила меня, и два года спустя я отказался от доброго приглашения Майкла посетить концерт, посвященный его 35-летию. Я объяснил своим детям, что настоящей сенсацией может быть только Б-г. Я научился тому, что не существует привилегии выше, чем своими поступками заслужить благословение Б-га, и не существует ничего хуже, чем преуменьшить Его величие. Когда я в своей жизни совершал ошибки, то страдал не из-за личных последствий совершенных поступков, но, главным образом, из-за того, что как раввин и как еврей я недооценил великую религию, пренебрег ею.
Мадонна взялась изучать книгу Зоhар — “Сияние” — и превратила свет во тьму. Покуда иудаизм процветает за счет людей, занятых духовными поисками, искатели публичной славы медленно, но верно ведут его к разложению. Г-сподь обещал Авраhаму, что дети его будут, “как звезды небесные”, но разве поп- или кинозвезд имел Он в виду?! Звезды небесные служат источником света во всеобъемлющей тьме, и еврейский народ действительно сохранил в темном и жестком мире свою праведность и свою добродетель. А кинозвезды всего лишь притворяются источающими свет, оставаясь искусственно освещенными мошенниками, паразитирующими в мире притворства и лжи.
Далекая от истинного понимания учения Каббалы, Мадонна демонстрирует всем нам то, как можно придать своему облику мистический ореол, совершенно не размениваясь на обретение духовности, заявлять о своей святости (правда, я что-то не припомню, когда это Мадонну успели причислить к лику святых), утратив предварительно остатки чести и достоинства. Звуки такого рода утверждений кажутся мне фальшивыми».