За последние четыре месяца количество билетов, продаваемых в израильских кинотеатрах, уменьшилось на 35 процентов. Последнее объясняется очень просто :из — за терактов израильтяне опасаются появляться в общественных местах, таких как кинотеатры, рестораны и ночные клубы. Израильский кинопродюсер Дан Уолмэн (Dan Wolman) говорит, что большинство израильских кинотеатров опустело. Уолмэн – один из тех, кто среди 19 продюсеров, актеров и директоров участвовал в Израильском кинофестивале в Лос — Анджелесе, закончившемся в четверг. После этого фестиваль переместится в Чикаго, Майами и Нью -Йорк.
Надо сказать, что интифада, доминирующая последние 19 месяцев в израильской жизни, заметно отражается в тех документальных и художественных фильмах, которые представлены на фестивале. Одна из причин этого — время между зарождением фильма и осуществлением этой идеи в Израиле может занять от одного года до двух лет. «Более значимой причиной являются психологические барьеры», – считает Уолмэн. Такие страшные события, как теракты, не могут никого оставить равнодушным. Режиссер проводит аналогию с жертвами Холокоста , которые, пережив трагедию , не могли уже говорить на другие темы.
Еще в большей степени эта тенденция свойственна документальным фильмам. Так, фильм «Рамлех» (Ramleh) показывает религиозные, культурные и национальные барьеры, существующие между арабскими и еврейскими женщинами. Собственный фильм Уолмэна посвящен отношениям между эфиопкой – наемной работницей в Израиле и ее хозяином. Режиссер подчеркивает, что его фильм косвенно относится к проблеме арабо-израильского конфликта, так как в стране все больше растет недоверие к палестинским работникам, вытесняемым приезжими из Восточной Европы, среди которых преобладают граждане Румынии.
Аудитория Лос-Анджелеса восприняла продукцию Израиля несколько настороженно из-за ее «горячего» характера. Очевидно, из этих соображений фильм совместной израильско-палестинской компании «Внутренний круг», закончившей свое существование после перелома в интифаде, был отвергнут исполнительным директором Фестиваля израильских фильмов Меиром Фенигштейном (Meir Fenigshtein). В фильме показана израильская жизнь глазами палестинских туристов, и он в свое время с триумфом прошел на кинофестивалях в Германии и Санденсе (Sundance).
Эли Коэн (Eli Cohen), ведущий израильский режиссер, представил на фестивале комедию об интифаде. «Наиболее действенное оружие против фанатизма – это юмор», — сказал Коэн, фильм которого сделан в духе сериала «Мэш», лишь более политически ориентированный.
Однако тема нынешней интифады настолько щекотлива, что в своем фильме Коэн затрагивает не события настоящего времени, а менее кровавые интифады 80 – и 90 – го годов. В основе фильма — сюжет о властной матери, не позволяющей никому из членов своей многочисленной семьи выходить на улицу из — за происходящих событий. Производители фильмов подчеркивают, что со стороны премьер-министра Израиля Ариэля Шарона на них не оказывается никакого давления в плане создания патриотических фильмов. При этом 70 процентов фильмов выпускаются за счет израильского правительства, а также на деньги из Независимого фонда кинофильмов. Есть и меньший по размерам фонд документального кино, поддерживающий некоторые проекты арабских режиссеров, живущих в Израиле.
Во время интифады кинобюджет достиг девяти миллионов долларов, что вдвое больше, чем в прошлом году. При этом средняя стоимость израильского фильма равна приблизительно 900 000 долларов, что лишь покрывает расходы на вечеринку, состоявшуюся после церемонии «Оскара» в Голливуде. В любом случае израильская продукция вытесняется иностранными фильмами, большая часть которых производится Соединенными Штатами.
В последнее время выходит много фильмов, посвященных жизни отдельных иммигрантских общин. «Это доказывает, что видение Израиля как единого общества, свойственное поколению отцов, не актуально сейчас, когда общество предстает в многокультурном отражении», — говорит Кэтриэль Шори (Katriel Schory), генеральный директор Независимого израильского фонда кинофильмов.