Top.Mail.Ru

«Вечный жид» или вечный бомж?

02.08.2004

Лос-анджелесский музей Холокоста, который кто-то успел окрестить «Вечным жидом», не так давно лишился арендованного помещения и нашел временный приют в другом. Однако приют, как известно, родным не станет, и потому сотрудники музея не перестают мечтать о собственном постоянном «доме». Руководимые «донкихотствующим», как он сам себя характеризует, молодым медиком – председателем и отважным исполнительным директором, они упорно борются за выживание, доказывая нужность своего детища. Трудности, с которыми им приходится сталкиваться, обусловлены, помимо прочего, и соседством с известным Музеем толерантности Центра Симона Визенталя, что значительно ослабляет финансовую поддержку со стороны местной еврейской федерации. Впрочем, потеряно еще далеко не всё.

Исполнительный директор Рахель Джагода (Rachel Jagoda) разослала массу предложений на гранты и в результате получила от четырех благотворительных фондов и одного немецкого банка более 100 тысяч долларов. Она и председатель музея доктор Гари Шиллер (Gary Schiller) мечтают о том, чтобы новое здание для музея было возведено на муниципальной земле, в парке у лос-анджелесского монумента Холокоста.

В 1961 году группа жертв Холокоста пожертвовала различные предметы своего обихода, сохранившиеся с концлагерных времен. Таким образом были основаны лос-анджелесский мемориал мучеников и музей Холокоста, первым пристанищем которого стала единственная комната в здании местной еврейской федерации. В 1978 году музей уже занимал целый этаж здания, что позволило увеличить коллекцию экспонатов, фотогалереи, архивы, центр ресурсов и начать проводить экскурсии и вести программы для общественности и студентов. Когда же пространства в здании опять стало не хватать, музей принялся переезжать с этажа на этаж. Причем, каждый раз — в меньшее помещение. В конце девяностых, когда федерация вынуждена была покинуть здание по причине необходимости ремонта повреждений от землетрясения, музей арендовал маленькое помещение в музейном комплексе Лос-Анджелеса. Именно там были проведены несколько хорошо принятых выставок — одну из последних таких экспозиций, посвященную нацистским гонениям в отношении сексуальных меньшинств, посетили 5 тысяч посетителей. При помощи добровольцев сотрудники музея расширили и воспитательно-образовательные программы, проводимые примерно в шестидесяти общественных и частных школах, обратившись, таким образом, к аудитории численностью 2500 тысяч школьников. При этом тысячи других посетили музей самостоятельно.

В начале этого года владелец музейного комплекса объявил о своем решении выселить жильцов. Оказавшись бездомным, музей был вынужден 1 марта закрыть свои двери и переместить все экспонаты на склад. После лихорадочных поисков был заключен договор об аренде первого этажа здания колледжа «ОРТ», располагающегося неподалеку от здания федерации. В новом помещении музей должен открыться в этом месяце.

За последние несколько недель, когда сумма ежегодной поддержки со стороны федерации сократилась со 189 тысяч долларов до 60 тысяч, то есть более, чем втрое, отношения федерации с музеем заметно ухудшились. И в настоящее время, когда годовые затраты составляют около 400 тысяч долларов, музей фактически прекратил свою работу.

При том, что пожертования еврейским общинным учрежденям в последнее время довольно скудны, а спрос на эти пожертвования растет, более фундаментальным становится вопрос о том, будут ли выделяемые для музея Холокоста средства расходоваться соответствующим образом. Доктор Шиллер отвечает на этот вопрос однозначно положительно. Гематолог и онколог Медицинского цента при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и известный исследователь лейкемии и трансплантации костного мозга, он приводит в качестве примера свой личный опыт: «Меня часто спрашивают, почему мы должны тратить деньги, чтобы спасти жизнь 60-летнего больного раком, когда в мире насчитываются миллионы детей, не прошедших вакцинации, — говорит он. — Я отвечаю, что мы не выбираем между одним или другим. Мы обладаем финансовыми ресурсами, чтобы заняться обоим».

Не верит доктор и в то, что Центр Визенталя, чьей работой он искренне восхищается, сможет заменить для общины музей Холокоста: «Центр Визенталя и его Музей толерантности не специализируются на одной теме и охватывают дискриминацию и геноцид во всех проявлениях, — отмечает он. — Мы же ставим акцент исключительно на Холокосте».


Станислав Шустерман

{* *}