Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.02.2024
«Если хотя бы один человек, увидев меня или прочитав мои посты, изменит свое мнение, захочет узнать больше о евреях и их истории –отлично! Один, потом еще один, а потом мы изменим ситуацию во всем мире!» – говорит Монтана Такер. 31-летняя певица родилась во Флориде – в семье, где память о Холокосте всегда занимала исключительное место. Ее бабушка и дедушка родом из Польши, они прошли через ад концлагерей и хотели рассказать о нем потомкам. «Они часто выступали в школах, давали интервью. Четыре года назад дед умер, и это побудило меня пересмотреть его записи. Я поняла, что хочу что-то сделать с его историей», – говорила Такер.
В то время за ней уже следила многомиллионная аудитория. Еще подростком Монтана пришла в шоу-бизнес как танцовщица. По ее собственным словам, она выучилась «танцевать на каблуках раньше, чем стала носить эти каблуки». Это произошло при помощи ее матери Мишель – хореографа и организатора гастролей. Позже Такер получила известность как певица. При этом в социальных сетях она взяла неожиданно серьезный курс: Такер говорила о социальных проблемах, инклюзивности и преодолении ненависти. Именно ресурс онлайн-платформ она и решила задействовать в распространении памяти о Холокосте.
В июне 2022 года Монтана Такер вместе с матерью отправилась в Освенцим, где когда-то погибли ее прабабушка и другие члены семьи. Она задокументировала этот визит в серии двухминутных роликов, которые затем начала выкладывать в сеть. Такер назвала их «Как никогда не забыть» (How To: Never Forget). Эти короткие документальные видео на ее странице посмотрели суммарно более семи миллионов раз. Позже певица смонтировала их в один 23-минутный документальный фильм и выложила его на YouTube.
Изначально Такер планировала приурочить запуск веб-сериала к ноябрьской годовщине Хрустальной ночи – еврейского погрома в Германии 1938 года. Но в итоге стала выкладывать видео раньше. Причиной этого стали широко распространившиеся антисемитские высказывания рэпера Канье Уэста, которые тот стал публиковать осенью 2022-го. Такер решила, что оставлять это так нельзя и нужен противовес.
«У Уэста огромная аудитория. И когда такие популярные люди, как он, начинают постить ненавистнический контент, это очень плохо», – сказала она. Певица призналась, что ее беспокоит общая неосведомленность о Холокосте среди молодых людей – а именно они составляют костяк аудитории Уэста. Согласно опросу NBC News, опубликованному в 2020 году, 63% американских подростков до 18 лет не знает, что в годы Второй мировой войны нацисты убили шесть миллионов евреев. Почти половина респондентов не смогла вспомнить, как назывались самые известные концентрационные лагеря, где уничтожали еврейское население.
В марте 2022-го Монтану Такер пригласили в Белый дом, чтобы обсудить «эпидемию ненависти» – так окрестили феномен антисемитского интернет-контента в СМИ – со вторым джентльменом США Дугласом Эмхоффом. «Вторым джентльменом» или «второй леди» называют супруга или супругу вице-президента – Эмхофф женат на Камале Харрис, которая сегодня занимает эту должность. Выходец из еврейской семьи, Эмхофф – один из основных борцов с антисемитизмом в современной Америке. «Молчать нельзя! Мы должны создавать коалиции для борьбы, мы должны обеспечить безопасность общины! Четыре из десяти американских евреев сегодня боятся публично демонстрировать свою идентичность из-за страха перед антисемитизмом», – декларировал он во время одной из сессий ООН.
В лице Монтаны Такер «второй джентльмен» нашел верного союзника. Тем более что ранее Эмхофф неоднократно говорил об опасном перекосе в контенте социальных медиа: «Часто они уводят пользователей прочь от исторических фактов. Погружают их в антисемитскую конспирологию и отрицание Холокоста». Он отметил, что на этом фоне посыл Такер звучит «оптимистично и смело»: «Она говорит: живите открыто, живите без страха! Несите свою идентичность с гордостью и дайте другим возможность выражать себя!»
Монтану Такер также пригласили выступить в Конгрессе и в Мемориальном музее Холокоста США в Вашингтоне – редко какой блогер удостаивался такой чести. В январе 2023-го она приняла участие в телешоу в честь Дня памяти жертв Холокоста, а позже по примеру своих бабушки и деда провела образовательный тур в американских школах. Один из журналистов тогда спросил ее: «Что может сделать обычный человек, чтобы узнать больше о Холокосте?» Такер ответила: «Если у вас есть возможность поговорить с выжившими – идите к ним. Их воспоминания очень важны, потому что через несколько лет этих людей уже не будет с нами». Она добавила, что если таких людей рядом нет, достаточно будет просто узнать, где находится ближайший еврейский музей – и сходить туда.
Вскоре после атаки ХАМАСа на Израиль певица опубликовала на своей странице манифест под названием «Никогда больше». Она сравнила 7 октября с ужасами времен нацистов: «Мы говорим: “Никогда!” Я не буду молчать, когда история грозит повториться! Молчание – это то, что позволило случиться Холокосту: люди отворачивались, видя несправедливость. Сейчас такого быть не должно! У всех есть платформа, есть социальные сети. Используйте их, чтобы пролить свет на зверства террористов и вдохновить других высказаться!» Накануне рождественских праздников певица оригинально переиграла слова популярной песни All I want for Christmas: «А все, что я хочу на Рождество, это чтобы заложники, невинные люди, вернулись домой!» И наконец, в феврале она появилась на премии «Грэмми» в платье с нашивкой-лозунгом о возвращении пленных.
Такер была не единственной, кто вспомнил о жертвах террористической атаки ХАМАСа в тот вечер. Так, директор Академии звукозаписи Харви Мейсон-младший в своей речи упомянул об израильтянах, погибших на фестивале «Нова». А певица Энни Леннокс призвала к прекращению огню и «миру во всем мире». Но именно появление Монтаны Такер наделало больше всего шума, а видео с ее выходом на красную дорожку стало вирусным. «Я нервничала, – призналась она позже. – Я знала, что это вызовет реакцию. И еще до моего выхода один из людей из музыкальной индустрии подошел ко мне и сказал: “Монт! Это платье – политический вызов, а мы стараемся дистанцировать «Грэмми» от политики”. Но, знаете, я не думаю, что это политика. Это не политика – вернуть похищенных людей в их дома!»