Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
08.07.2010
Сегодня в Иерусалиме открылся 27-й Международный кинофестиваль, в программу которого включены 200 фильмов из более чем 40 стран мира. Основными претендентами на приз за лучшую израильскую картину критики называют новые творения Авишая Сивана, Нира Бергмана и Довера Косашвили.
Откроет Иерусалимский кинофестиваль французская драма о Холокосте «Облава» с Жаном Рено в главной роли. Завершит кинофорум новая работа американского режиссера Лизы Холоденко «Дети всегда правы» — история лесбийской пары (в исполнении Джулианны Мур и Аннетт Бенинг), взявшей на воспитание ребенка.
Одним из вероятных фаворитов фестиваля называют работу американского режиссера Питера Миллера «Евреи в бейсболе: американская история любви», рассказывающую о выдающихся бейсболистах еврейского происхождения, таких как Хэнк Гринберг. «Наш фильм предлагает взглянуть на историю американских евреев через призму бейсбола. Лента посвящена людям, которые пытались найти себя в новой стране», — рассказывает Миллер. По его мнению, увлекаясь бейсболом, еврейские иммигранты становились такими же стопроцентными янки, как и уроженцы США.
Сценарий картины написал спортивный обозреватель New York Times и эксперт в области бейсбола Айра Берков. Питер Миллер с самого начала понял, что эта работа станет одной из ключевых в его фильмографии. Работая над лентой, он узнавал все новые и новые факты из истории бейсбола: «Мне посчастливилось побеседовать с массой замечательных игроков еврейского происхождения, и я даже не ожидал,что они настолько талантливы. Я ожидал увидеть обычных спортсменов, а столкнулся с настоящими мыслителями и философами. Ал Розен, например, является одним из самых интересных людей, которые когда-либо встречались на моем жизненном пути, — говорит режиссер. — В детстве Розен на раз становился объектом антисемитских насмешек, над ним издевались. Разъяренный, он со всей силы лупил по мячу, а иногда даже набрасывался на обидчиков с кулаками».
Одним из самых сильных в эмоциональном отношении моментов фильма стал эпизод, в котором герои вспоминают столкновение на поле двух выдающихся бейсболистов. На поле столкнулись первый в истории бейсбола чернокожий игрок Джекки Робинсон и начинающая звезда Хэнк Гринберг. В конце игры последний спросил у Робинсона, все ли с ним в порядке и посоветовал не обращать внимание на расистские предрассудки, царившие в то время в США. Слова Гринберга произвели на Робинсона глубочайшее впечатление. Эта история продемонстрировала солидарность евреев с чернокожими в те времена, когда и те и другие боролись за свои гражданские права.
Детство Питера Миллера прошло в Бостоне, он болел за местный бейсбольный клуб Red Sox. Ему не очень-то нравилось, что его любимая команда последней из крупных клубов стала приглашать чернокожих игроков. Он, тем не менее, ожидал победы Red Sox в мировом первенстве с такой надеждой, с которой евреи ожидают прихода Мошиаха: «В этом ожидании было что-то мистическое, это было чувство, состоявшее из разочарований и надежд. 2004 год, наконец-то, принес нам победу, однако что делать с навалившимся успехом, никто не знал».
На съемки документальных фильмов всегда уходит уйма времени, говорит режиссер. Работа над «Евреями в бейсболе» заняла всего 2,5 года, что, по словам Миллера, совсем не много. Ближайшие полгода Миллер планирует посвятить промо-кампании в пользу своего детища. Одновременно режиссер занят продумыванием идеи своей новой работы, которая будет посвящена еврейским детям, увезенным в период Холокоста в Доминиканскую республику.
Соня Бакулина