27 января, в день, когда будут объявлены имена номинантов на премию «Оскар», кинематографисты из 55 стран узнают имена пяти финалистов в категории «Лучший иностранный фильм».
Некоторое недоумение вызвал факт появления в списке заявок «страны» под названием Палестина. «Страна» была представлена нашумевшим фильмом «Божественное вмешательство». Год назад данная кинолента была отвергнута Академией киноискусств, что привело к появлению на страницах арабской прессы многочисленных обвинений в сионистском заговоре. Однако теперь фильм, тем не менее, приняли к рассмотрению.
«Исходя из наших основных принципов, мы пытаемся рассмотреть всё — найти больше причин для того, чтобы включить, нежели для того, чтобы исключить, — заявил председатель комитета жюри по иностранным фильмам продюсер Марк Джонсон (
Mark Johnson). —
В идеально устроенном мире мы бы принимали заявки лишь от официально признанных стран. Однако в мире реальном у нас есть заявки от Гонконга, являющегося частью Китая, а также от Тайваня, не признанного ООН. В прошлом мы рассматривали заявку даже от американского штата Пуэрто-Рико». Джонсон попросил членов исполнительного комитета пересмотреть палестинскую заявку, и те путем тайного голосования высказались за принятие «Божественного вмешательства», режиссером которого является израильский араб Элия Сулейман (
Elia Suleiman).
«Причина, по которой эта заявка была отвергнута в прошлом году, — объяснил Марк Джонсон, —
заключалась в том, что она могла быть подана только официальной группой актеров, сценаристов и режиссеров из страны-заявителя». «Вмешательство» же было тогда заявлено французским продюсером, что было недопустимо. В этом году тот же фильм заявил на конкурс соответствующий кинематографический орган, представляющий Палестинскую автономию, что вполне удовлетворило комитет Джонсона, решение которого не стали критиковать даже те представители киноиндустрии, которые славятся устойчивыми произраильскими взглядами.
«Академия избегала политизации в прошлом, и я смею полагать, что и в этом случае ничего не изменилось», — прокомментировал ситуацию продюсер и сценарист Лайонел Четвинд (
Lionel Chetwynd).
Учредитель и старейшина Центра Симона Визенталя, получивший двух «Оскаров» за документальные фильмы, раввин Марвин Хайер (
Marvin Hier) заметил, что он был бы обеспокоен лишь в том случае, если бы принятие палестинской заявки противоречило существующим правилам:
«Поскольку это всего лишь либеральная их интерпретация, я не имею ничего против». Как отмечает Марк Джонсон, никаких жалоб от евреев (которых, к слову сказать, в Академии не так уж мало) на его имя пока не поступало.
От Израиля в этом году был заявлен фильм «Трагедии Нины», который, в отличие от крайне политизированного «Божественного вмешательства» и других последних палестинских кинолент, представляет собой «грустную комедию», оставляющую за кадром беды и конфликты страны.
Но, самое удивительное, наиболее «еврейским» из заявленных кинофильмов оказалась болгарская лента «Путешествие в Иерусалим», которая, ко всему прочему, еще и выглядит намного интереснее и израильского, и палестинского произведений. Работа болгарских кинематографистов рассказывает о двух еврейских детях — брате и сестре, которым еще нет и десяти. В 1942 году они бегут из нацистской Германии в надежде добраться до Палестины. Когда сопровождавший их дядюшка умирает в пути, дети оседают в Софии. Оставшись без денег и знакомых в чужой стране с непонятным языком, дети попадают в компанию странствующих фокусников и отправляются с ними по небольшим городам Болгарии. В конце концов труппа собирает им деньги на билет в Палестину. Режиссер Иван Ничев рассказал, что фильм основан на подлинной истории и является данью болгарскому народу, спасшему в 1943 году 50 тысяч своих сограждан-евреев от истребления.