Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
03.10.2013
Когда бродвейский театральный актер Эрик Андерсон был отобран на главную роль в новом мюзикле «Душевный лекарь» (Soul Doctor), посвященном жизни и творчеству «поющего раввина» Шломо Карлебаха, его знания о значении этого человека для еврейской жизни в XX веке были весьма скромными.
Не будучи евреем и не умея играть на гитаре, Андерсон, чтобы достоверно изобразить на сцене поющего раввина, должен был серьезно потрудиться. Для этого он присоединился к группе американской еврейской молодежи, отправившейся в Израиль по программе «Таглит».
В компании Дэниела Вайза, автора и режиссера мюзикла, Андерсон принял участие во встрече Шаббата в мошаве Мево-Модиим, основанном Карлебахом в 70-х годах. Он посетил еврейскую свадьбу, побывал у Стены плача и встретился с дочерью Карлебаха. В ходе путешествия его мировоззрение претерпело значительные изменения.
«Накануне кастинга на роль в мюзикле я вообще ничего не знал о Карлебахе, — признается Андерсон в интервью The Times of Israel. — Побывав в Израиле, я познакомился с людьми из его ближайшего окружения. Эти встречи произвели переворот в моем мировоззрении».
Хотя мюзикл «Душевный лекарь», премьера которого состоялась в августе на сцене бродвейского театра The Square, получил смешанные отзывы в прессе, критики были единодушны в том, что образ Карлебаха Андерсону удался. «Голос Андерсона, мягкий и чарующий, невольно вызывает в памяти оригинальные записи ребе Карлебаха», — пишет в «Нью-Йорк таймс» Чарльз Ишервуд.
Жизнь Шломо Карлебаха (родился в 1925 году в Берлине, умер в 1994-м Канаде) протекала на трех континентах и связана со многими ключевыми событиями истории XX века: Холокостом, рождением Государства Израиль, движением за гражданские права в США.
«Драматическая жизнь Карлебаха, как никакая другая, подходит для воплощения на сцене, — убежден Вайз. — Многие зрители говорят, что наш мюзикл — это второй “Скрипач на крыше”. “Душевный лекарь” — это история о еврейской жизни в послевоенную эпоху, о кризисе идентичности и о возвращении к корням».
Высоко оценивают мюзикл и прихожане основанной Карлебахом синагоги на 79-й стрит в Нью-Йорке, раввином которой сегодня является его внучатый племянник Нафтали Цитрон.
«Авторы мюзикла создали мощный образ рабби Шломо Карлебаха, — говорит Цитрон. — Если бы мой дядя был жив сегодня, он воспринял бы новость о том, что его музыка звучит на Бродвее, с восторгом».
Николай Лебедев