Хлеб свободы нашей

24.03.2010

Казалось бы, нам все уже известно о символическом значении употребления мацы во время Песаха. Когда евреи в спешке уходили из Египта, у них не было времени, чтобы дождаться, пока тесто заквасится, поэтому они взяли с собой пресные лепешки — мацу. Но ведь очевидно, что во время Исхода произошло много подобных нарушений повседневного распорядка, почему же именно маца стала главным символом освобождения из египетского рабства. Возможно, причиной послужило то, что хлеб и традиции, связанные с ним, являются важнейшим маркером национальной идентичности.

Первым хлебом, который научились выпекать древние евреи, была лепешка, подобная современному лавашу. Такие лепешки выпекали из обожженного ячменя. Как предполагает Джоан Натан, автор книги The Foods of Israel Today (2001), само слово «маца» происходит из древневавилонского maassaartum (ячмень). Испечь такие пресные лепешки можно было довольно быстро. Для этого надо было просеять прокаленную ячменную муку, развести ее водой и сформированную лепешку положить на предварительной разогретый камень. В течение столетий эти плоские безвкусные лепешки были единственным хлебом древних израильтян. Только в Египте евреи узнали, что такое дрожжевой хлеб.

Египтяне, жившие в плодородной долине Нила, где с успехом выращивали различные виды злаков, были первым в мировой цивилизации народом, который обнаружил эффект заквашивания (или ферментации). В то время как другие народы считали, что продукты под воздействием ферментации портятся, египтяне научились использовать этот процесс для улучшения питательных качеств блюд. Х. Э. Джекоб пишет в своей книге «Шесть тысяч лет истории хлеба»: «Египтяне изобрели печи, в которых под воздействием высокой температуры (а не на открытом огне) научились выпекать тонкие лепешки». Недаром в самых разных странах Древнего мира египтяне заслужили прозвище «едоков хлеба».

Когда евреи оказались в Египте, они представляли из себя племя кочевников-скотоводов, а отнюдь не земледельцев, которыми они стали впоследствии. Сама идея дрожжевого хлеба была для них внове, поскольку такой хлеб можно производить лишь в условиях оседлого земледельческого хозяйства (для этого необходимы стационарные печи). По всей видимости, евреи научились у египтян возделывать полбу, произрастающую по всему Ближнему Востоку. Этот злак гораздо лучше, чем ячмень подходит для выпекания дрожжевого хлеба.

Прожив несколько столетий под властью фараонов, евреи усвоили, сколько времени в течении суток требуется, чтобы тесто под воздействием закваски поднялось и стало бы пригодным для выпекания хлеба. Уйдя из Египта и блуждая в течение 40 лет по пустыне, евреи, несомненно, избавились от угнетения, но они, в то же время, лишились и удобств, предоставляемых развитым для того времени аграрным обществом. Исход был травмирующим процессом — достаточно вспомнить следующие слова Торы: «И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы... ели хлеб досыта! Ибо вывел ты нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Шмот, 16:3).

Осев в Ханаане, евреи снова стали выпекать дрожжевой хлеб. Они стали скотоводами, но уже не кочевниками, а оседлыми. У них появились посевные поля, на которых выращивали полбу, ячмень, пшеницу, рожь и овес. Как пишет Джейкоб, «они сразу стали прекрасными пекарями. Они начали торговать зерном с соседними народами, а сложные ритуалы, связанные с хлебом, заняли важное место в Б-гослужении в Храме».

Возвратимся, однако, к седеру. Независимо от того, будет ли на вашем седере фабричная прямоугольная, или выпеченная вручную шмура, маца — это нечто большее, чем символ стремительного бегства наших предков из Египта. Маца — это, в первую очередь, символ освобождения от подневольного существования в Египте и перехода к независимому существованию в Ханаане. Маца — это хлеб нашей свободы!

Николай Лебедев

Tэги: маца Песах