Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
13.10.2010
История Ханы Сенеш, героической девушки, отправившейся в годы Второй мировой войны по заданию подпольной организации «Хагана» из Палестины в Европу для помощи антинацистскому сопротивлению, по сей день волнует сердца людей. Пролить свет на жизнь и судьбу еврейской партизанки поможет выставка «Пламя в моем сердце. История Ханы Сенеш», которая открывается в Еврейском музее Нью-Йорка. Впервые вниманию публики будет представлен личный дневник Ханы Сенеш, ее письма и другие рукописи.
Хана Сенеш родилась в 1921 году в Венгрии в еврейской семье. В 18-летнем возрасте она приехала в Палестину. В 1942 году Сенеш была принята в группу парашютистов, которых «Хагана» при согласии британской армии готовила для организации сопротивления нацистам и помощи жертвам Холокоста в Европе. Два года спустя, в составе группы из 37 парашютистов, Сенеш была сброшена над територией Югославии. При переходе венгерской границы она вместе с шестью товарищами была схвачена венгерскими жандармами. Хана Сенеш была приговорена к смертной казни и расстреляна.
В Израиле Хана Сенеш стала символом героизма. Она решилась выполнить смертельно опасную миссию в оккупированной нацистами Европе.
Фрагменты дневника Ханы и десятки ее стихотворений уже неоднократно публиковались, однако материалы из ее личного архива будут представлены публике впервые. Психолог Давид Сенеш и инженер Эйтан Сенеш приходятся Хане племянниками. На протяжении многих лет они безуспешно ведут переговоры с «Яд Вашемом» и другими израильскими организациями, занимающимися увековечиванием памяти жертв Холокоста, о создании экспозиции, в которой будут представлены вещи из личного архива Ханы Сенеш.
Отчаявшись, братья обратились в иностранные музеи с просьбой помочь организовать выставку, посвященную Хане. Подготовка экспозиции в Еврейском музее в Нью-Йорке заняла целый год.
В 1962 году мать Ханы Сенеш Катарина передала «Яд Вашему» часть личного архива своей дочери, в том числе дневники, стихотворения и письма. По настоянию семьи Сенеш, доступ к архиву был открыт только специалистам-исследователям. Спустя некоторое время племянники Сенеш потребовали «Яд Вашем» вернуть архивные материалы. «Многие израильские музеи хотели бы заполучить личный архив Ханы, — рассказывает Эйтан Сенеш. — Никто не готов выполнить все наши требования по организации экспозиции. Они хотят забрать архив и оставить его пылиться на полке, как это произошло в “Яд Вашеме”. Очень важно, чтобы израильтяне имели представление о том, кто такая Хана Сенеш. В нью-йоркскую выставку были вложены сотни тысяч долларов. Как израильтяне, мы бы хотели видеть этот архив здесь, в Израиле, однако мы понимаем, что эта экспозиция интересна всему миру, и наша задача — привлечь к ней максимум внимания».
Представители организаций, занимающихся сохранением памяти жертв Холокоста, избегают контактов с семьей Сенеш. По их словам, единственная причина того, почему архив Ханы никак не может обрести постоянное пристанище, заключается в завышенных требованиях со стороны родственников. Братья Сенеш требуют, например, устроить экспозицию архива всей семьи Сенеш, в том числе отца Ханы, венгерского драматурга и журналиста Белы Сенеша.
Соня Бакулина