Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.05.2012
Кинорежиссер Роман Полански собирается в этом году приступить к съемкам фильма, посвященного Альфреду Дрейфусу, офицеру французской армии еврейского происхождения, который в конце XIX века был огульно обвинен в шпионаже и измене родине, а затем оправдан и награжден. Рабочее название картины состоит из одной буквы: «D».
Дело Дрейфуса, начавшееся в 1894 году и ставшее символом борьбы с антисемитизмом, привлекло в конце XIX века внимание всего мира. Великий писатель Эмиль Золя выступил в защиту оклеветанного офицера с знаменитой статьей J’accuse («Я обвиняю»). Историки отмечает, что дело Дрейфуса «разбудило» основоположника сионизма Теодора Герцля и сподвигло его на поиски решения еврейского вопроса.
Сценарий фильма о Дрейфусе написал Роберт Харрис, известный английский прозаик и драматург, с которым Полански сотрудничал при работе над своим предыдущим фильмом «Призрак». По словам режиссера, картина о Дрейфусе не станет традиционным байопиком. «Уже давно я вынашивал идею поставить фильм, посвященный делу Дрейфуса. При этом я хотел снять не костюмированную драму, а шпионский триллер. На мой взгляд, история Дрейфуса сохраняет абсолютную актуальность на фоне того, что происходит сегодня в мире. Я имею в виду продолжающуюся до сих пор дискриминацию меньшинств, манию преследования, возникшую на почве угрозы терроризма, коррупцию на самом высоком государственном уровне и продажные СМИ», — поделился своим видением будущей ленты Полански в интервью Reuters.
Под давление исполнительной власти французский военный суд, не имея серьезных улик, признал Альфреда Дрейфуса виновным в в шпионаже и государственной измене и приговорил его к лишению чинов и званий и к пожизненной ссылке в Кайенну (Французская Гвиана). «Дело Дрейфуса представляет собой кульминацию антисемитизма, возникающего в специфических условиях национального государства. В какой-то степени его можно назвать генеральной репетицией трагедии, охватившей Европу несколько десятилетий спустя», — писала в 1951 году философ и социолог, исследователь феномена тоталитаризма Ханна Арендт.
В ноябре 1943 года внучка Альфреда Дрейфуса, Мадлен Дрейфус-Леви, участвовавшая в движении Сопротивления, была арестована в Тулузе полицией коллаборационистского режима Виши и отправлена в Освенцим, где несколько месяцев спустя скончалась от тифа.
Безусловно, судьба внучки Дрейфуса не может не волновать Романа Полански, оказавшегося в шестилетнем возрасте в гетто Кракова. Впоследствии мальчику удалось бежать на «арийскую сторону». До освобождения Польши Романа скрывала христианская семья. Мать Полански погибла в Освенциме, отцу удалось выжить в Маутхаузене.
Некоторые кинокритики уже провели параллель между биографией Дрейфуса, изгнанного из Франции, и судьбой Полански, покинувшего в 1978 году США, где на него заведено уголовное дело по обвинению в изнасиловании.
Полански уже обращался к теме антисемитизма в картине «Пианист» (2002). Однако, принимая во внимание схожесть биографий режиссера и его будущего героя, можно предположить, пишут СМИ, что именно фильм о судьбе Альфреда Дрейфуса станет для Романа Полански его собственным J’accuse — «Я обвиняю».
Николай Лебедев