Top.Mail.Ru

Мерил Стрип: Дисней — антисемит

10.01.2014

В своем выступлении на церемонии вручения наград в Национальном совете кинокритиков США голливудская актриса Мерил Стрип назвала Уолта Диснея «отвратительным антисемитом» и «гендерным фанатиком». Обличительную речь в адрес культового режиссера-аниматора Мерил Стрип произнесла, вручая награду актрисе Эмме Томпсон за ее роль в фильме «Спасти мистера Бэнкса», рассказывающем о создании одного из фильмов Уолта Диснея. 


Похвалив коллегу за прекрасную актерскую работу, Стрип решила напомнить собравшимся о сомнительных взглядах Диснея, обвинив его в «поддержке антисемитского лобби» и в откровенном сексизме. В доказательство последнего она процитировала отрывок из письма, которое режиссер в 1938 году отправил женщине-мультипликатору, по-видимому, желавшей устроиться на работу на его студию: «Женщины не выполняют никакой творческой работы, связанной с подготовкой мультфильма к экранизации. Вся эта работа поручается исключительно мужчинам».

Об антисемитских взглядах Уолта Диснея было известно давно. Бывшие сотрудники его киностудии в мемуарах и интервью приводят в доказательство примеры из собственного опыта общения с мультипликатором, его биографы, избегая слова «антисемитизм», говорят о «сложном отношении медиамагната к евреям».

В 1938 году Дисней, единственный из американских кинематографистов, пригласил в Голливуд немецкого режиссера Лени Рифеншталь, известную пропагандистку Третьего рейха, и содействовал организации в США проката ее картины «Олимпия», в которой берлинская Олимпиада 1936 года преподносилась как торжество «арийского духа». Даже после появления новостей о погромах Хрустальной ночи Дисней не отозвал приглашения, что вызвало резкую критику со стороны его коллег по цеху. По рассказам его современников, встретившись с Рифеншталь, Дисней признался гостье, что очарован ее талантом и обязательно предложил бы ей работать у него, но не может рисковать репутацией.

Известно, что в 1940-х годах Дисней был членом антикоммунистической и антисемитской организации под названием «Альянс кинематографистов по сохранению американских идеалов» (Motion Picture Alliance for the Preservation of American Ideals). По свидетельству мультипликатора Арта Баббитта, работавшего на студии Диснея, тот вместе со своим адвокатом Гюнтером Лессингом регулярно посещал также собрания Германо-американского союза — пронацистской организации, образованной в США в начале 1930-х и выступавшей за установление дружественных отношений с нацистской Германией и против вступления Штатов в войну.

Еще один сотрудник Уолта Диснея, Дэвид Свифт, режиссер-мультипликатор еврейского происхождения, вспоминает, как в 1941-м пришел к нему сообщить, что переходит на работу на студию Columbia Pictures. Режиссер, нарочито изображая идишский акцент, ответил: «Окей, мальчик Дейви, иди работать на этих евреев. Это место тебе как раз подходит».

В ранних мультипликационных фильмах, снятых Диснеем, можно найти несколько отчетливых карикатур на евреев. Так, в одном из эпизодов о Микки-Маусе (The Opry House, 1929) был использован образ хасида. В оригинальной версии мультфильма «Три поросенка» (Three Little Pigs, 1933) главный злодей, Большой Злой Волк, подкрадывающийся к дому поросят с намерением их обмануть, был представлен в образе стереотипного торговца-еврея. Намек не остался незамеченным зрителем: после выхода фильма на режиссера обрушилась волна критики, и он принял решение переснять эпизод, сделав заглавный отрицательный персонаж «менее еврейским». Впрочем, незначительные на первый взгляд детали, указывающие на его семитское происхождение, такие как характерный нос, борода и отчетливый акцент, остались. Впоследствии редакторы американского телевидения избавились и от них, и именно в этой версии мультфильм с тех пор транслируется в телеэфире.


Елена Лившиц

{* *}