Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.12.2014
Европейская киноакадемия признала лучшей картиной года драму «Ида» польского режиссера Павла Павликовского. Черно-белая лента рассказывает историю послушницы католического монастыря, которая узнает, что ее родители — евреи, погибшие во время Второй мировой войны.
27-я церемония награждения лауреатов премии Европейской киноакадемии, аналога американского «Оскара», состоялась 13 декабря в Риге. В этому году в номинации «Лучший европейский фильм», помимо драмы Павликовского, претендовали скандальная «Нимфоманка» Ларса фон Триера (Дания), «Форс-мажор» Рубена Эстлунда (Швеция), «Зимняя спячка» Нури Билге Джейлана (Турция), получившая главную награду в Каннах, и «Левиафан» российского режиссера Андрея Звягинцева. «Ида» также получила призы за лучшую режиссеру, операторскую работу и сценарий.
По сюжету фильма, действие которого происходит в 1962 году, воспитанница католического монастыря по имени Анна (ее роль исполняет Агата Тшебуховска) перед принятием обета по совету настоятельницы едет в Лодзь навестить свою тетку Ванду (Агата Кулеша). Единственная родственница, которая оказывается убежденной коммунисткой и сталинисткой, сообщает, что настоящее имя Анны — Ида Лебенштейн, а ее родители-евреи были убиты во время войны. Ида решает найти их могилы. Вместе героини едут в путешествие, которое прольет свет на прошлое их семьи и поможет лучше понять себя.
Павликовский, 57-летний уроженец Варшавы, с юности жил в Англии, где его родители попросили политическое убежище. Бабушка режиссера по отцовской линии была еврейкой и погибла в Освенциме. Свою режиссерскую карьеру Павликовский начинал как документалист, но уже 16 лет снимает игровые картины. Первой художественной лентой в его фильмографии стал «Стрингер» (1998) с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли.
Некоторые польские кинокритики расценили «Иду» Павликовского как своего рода ответ на вышедший двумя годами ранее скандальный фильм «Колоски» Владислава Пасиковского, посвященный причастности поляков к преступлениям Холокоста. «О вине простых поляков, выдававших нацистам соседей-евреев ради овладения их собственностью, сказано уже много, написаны книги, вот уже лет 15 идет дискуссия в обществе. Меня больше занимают ценности человеческого бытия», — рассказал в одном из интервью сам Павликовский.
По словам режиссера, «Ида» — фильм не о Холокосте, не об исторической ответственности польского народа и не о послевоенных сталинских репрессиях в Восточной Европе. Все эти темы так или иначе звучат в картине, но являются лишь фоном для основной сюжетной линии — встречи двух женщин с очень разными судьбами.
«В Оксфорде меня представили пожилой и очень милой женщине, польской еврейке, которая в давние времена получила печальную известность как “красная Ванда”, — рассказал режиссер в интервью газете «Известия». — Будучи государственным обвинителем на процессах “врагов народа”, она беспощадно выносила смертные приговоры. Затем я узнал, что польские власти потребовали от Англии ее выдачи за “преступления против человечности”. Так совместились две линии очень разных женщин. Бывшая сталинистка, ставшая циничной прожигательницей жизни, и молодая, истово верующая девушка».
Когда Павликовский сообщил продюсеру, что планирует снимать черно-белый фильм, причем не широкоформатный, а на пленку с устаревшим соотношением кадра 4:3, тот скептически ответил: «Павел, ты же уже не мальчик, не веди себя так глупо». Однако, учитывая, что картина уже получила несколько призов за операторскую работу, задумка режиссера себя оправдала. Ретроэстетика позволяет зрителю лучше прочувствовать атмосферу начала 60-х годов, а формат кадра 4:3 делает более выразительными крупные планы. По мнению критиков, у «Иды» есть неплохие шансы завоевать «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Главную роль в картине сыграла непрофессиональная актриса. «Как-то раз я шел по Варшаве, бросил взгляд на девушку, которая сидела в кафе и читала книгу, — рассказывает Павликовский. — Дрогнуло сердце: она, Ида! К тому моменту я несколько месяцев искал актрису на эту роль и уже отчаялся. Агата Тшебуховска — студентка, изучает антропологию и философию. Вы себе представить не можете, сколько усилий пришлось нам потратить, чтобы уговорить ее сыграть эту роль. Даже после выхода фильма, когда на нее обратили внимание, Агата отказывается от интервью, причем довольно сердито. Мол, отвлекает от учебы».
Роберт Берг