Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.08.2017
Современные отношения между курдами и евреями начались в 50-х годах XX века, когда «Моссад» воспользовался услугами курдов для репатриации в Израиль евреев из Ирака, которые после появления на карте мира еврейского государства стали притесняться иракскими властями, препятствующими в том числе и их выезду из страны.
В отличие от других арабских стран, где притесняли «в меру», в Ираке 1 июня 1941 года произошёл страшный погром «Фархуд». Пронацистский режим Рашида аль-Гилани восстал против Великобритании, под контролем которой находился Ирак, и озверевшая толпа, подстрекаемая немецкими шпионами, набросилась на беззащитных багдадских евреев. Было убито 180 евреев, но с того момента сионистское движение в Ираке резко усилилось, хотя до погрома иракские евреи были наиболее ассимилированной еврейской общиной арабского мира и участвовали в культурной и деловой жизни страны.
Единственной возможностью оставалось тайное бегство в Израиль через горы Курдистана, а потом – в Турцию или Иран. Хоть большинство курдов сейчас мусульмане, среди них никогда не было антисемитизма, так распространенного среди многих арабов. Курды в чем-то даже похожи на иракских евреев: они жили на этой территории, также как и евреи, ещё задолго до появления арабских завоевателей, а потом сохранили свои язык и культуру. Но главная их схожесть с евреями – обособленность жизни. Они так и не добились настоящего равноправия с арабами-суннитами, поэтому веками чувствовали себя чужими и преследуемыми, даже живя на своей земле.
Соседство курдов и евреев породило совместные торговые операции, дружеские, а иногда даже и родственные союзы. А у старейшин клана Баразани, который до сих пор является наиболее влиятельным курдским кланом в Ираке, сложились невероятно тесные отношения с патриархом иракских евреев Элиягу Хаваджа Хинно. Он даже поддержал Мустафу Барзани в его попытке создать в 1946 году национальную курдскую Мехабадскую республику, которая продержалась меньше года. В качестве ответной меры курды помогли репатриироваться в Израиль тысячам иракских евреев.
Уже в 1960-е, когда отношения между курдами и иракским суннитским режимом резко обострились и начались настоящие бои между курдским партизанским отрядом «Пешмерга» и регулярной иракской армией, которой курды не особо могли противостоять, помощь им пришла из Израиля, который в соответствии с доктриной Бен-Гуриона о «союзе периферийных государств Ближнего Востока» стал поставлять оружие курдам и обучать их. Не говоря уж о том, что Ирак был злейшим врагом Израиля, и поддержка сил, докучающих иракской армии, была воспринята на ура. Многие офицеры различных родов войск, а также сотрудники разведки стали приезжать в Курдистан и проводить там военные курсы.
Принцип военного союза был таков: Израиль обучает и поставляет различные виды вооружений, а курды обязуются атаковать иракскую армию, если та нападет на еврейское государство. В конце концов курды не выполнили свои обязательства в 1973 году во время Войны Судного дня, и военное сотрудничество, начатое еще в 1963 году, к 1975-му сошло на нет.
В «курдском мероприятии» изначально было слишком много романтики и желания израильских лидеров видеть то, чего не было. Союзнические отношения всегда и везде основываются отнюдь не на общих ценностях, взглядах и культуре, а на общих целях внешней политики. А Курдистан, как ни крути, находится все-таки внутри арабского мира, и курды не могли идти на фронтальное ухудшение отношений с арабами только потому, что союзнические обещания перед Израилем этого требуют.
Сейчас ситуация коренным образом изменилась, так как Ирак – уже совершенно другая страна, если её вообще можно считать единой страной. Наиболее значительное изменение – это фактическая независимость иракского Курдистана. На фоне непрекращающейся гражданской войны в Ираке и войны с ИГИЛ (запрещенная в России организация) курдский автономный район выглядит вполне благополучно, а столица Ирбиль – так вовсе процветает, несмотря на коррупцию и мздоимство, которые царят там всё же в разы меньших размерах, чем в остальных провинциях Ирака.
Курдский автономный район фактически уже независимое государство с отдельными языком, бюджетом, законодательством и армией. Грядущий референдум о независимости – не более чем формальность, поскольку во всех остальных отношениях курды в Ираке добились независимости. Возможно, даже они взяли больше суверенитета, чем способны унести, так как формально независимый Курдистан теряет право на особые дотации из общего нефтяного бюджета Ирака, в чем совершенно не заинтересовано курдское руководство.
Однако бывших связей, как известно, не бывает. Поэтому израильтяне, и не только иракского происхождения, ездят в Курдистан, причем с израильскими паспортами, хотя с ними обычно в арабский мир дороги нет. В Ирбиле начинают работать израильские компании, пусть пока и не официально, а курдские представители наведываются в Израиль и США и встречались с американскими еврейскими активистами, надеясь заручиться поддержкой еврейского лобби в вопросе о независимости Курдистана. В прошлом же году курдские власти объявили об открытии «представительства по связям с иудаизмом», которое отчасти можно рассматривать как дипломатическую миссию.
Разумеется, продолжаются отношения и на уровне разведок Израиля и Курдистана, просто враг теперь поменялся – вместо суннитского режима Саддама Хуссейна это теперь режим шиитского арабского большинства, а также усиливающийся Иран, что особенно важно для Израиля. Нет сомнения, что через Курдистан израильские спецслужбы уже сейчас имеют прямой доступ на территории Ирана и Ирака, что в случае большой войны окажется серьезным фактором.
Однако связи с Израилем курды по-прежнему не афишируют, поскольку боятся навлечь на себя гнев Ирана и арабского мира. Более того, несмотря на задекларированное впечатление курдов от идей и успехов сионизма, курдский «сионизм» на практике вряд ли возможен: иракские курды не могут, да и не хотят объединяться с турецкими и сирийскими. С давних времён между ними вражда и никакого согласия, тем более единства. Иракские, сирийские и турецкие курды, по сути, разные народы. Например, язык иракских курдов – это сорани, который пишется арабской графикой, а язык всех остальных курдов – курманджи, использующий латиницу.
У иракских курдов – традиционный мусульманский и племенной уклад жизни. В то же время сирийские и турецкие курды под предводительством Рабочей Партии Курдистана – абсолютно светские активисты марксистского толка, добивающиеся в том числе и совершенно ненужного иракским курдам равноправия для женщин. Не говоря уж о том, что у иракского Курдистана прекрасные дипломатические и коммерческие отношения с Турцией, а вот у сирийских курдов с ней вечная война. И Турция вместе с Ираном пытаются подстрекать иракских и сирийских курдов друг против друга.
Цель Израиля во всей этой сумятице – поддерживать хорошие отношения с курдами, противостоять иранским поползновениям и диверсиям и лучше координировать свою политику в отношении Турции, потому что коммерческие отношения между Турцией и Израилем начали развиваться и есть некоторое совпадение интересов по иранскому направлению, несмотря на то, что Эрдоган – импульсивный лидер с антисемитскими и диктаторскими замашками и Турция, а отнюдь не Катар, является настоящим покровителем ХАМАСа.