Top.Mail.Ru

Испытание льдом

03.12.2004

Преимущества введенной Международной федерацией фигурного катания новой системы подсчета баллов уже ощутила израильская спортивная пара Галит Хайт и Сергей Шахновский. После второго места на соревнованиях «Skate America», прошедших в октябре в Питтсбурге, израильская пара завоевала в прошлом месяце бронзу на соревнованиях «Skate Canada» в Галифаксе. Галит даже подпрыгнула, увидев оценки за технику, которые были выше поставленных за питтсбургское серебряное выступление. Новая система, по мнению Галит Хайт, более объективна: «Мы знаем, что должны делать. Если будем выполнять все правильно, то будем набирать очки. В противном случае — очков не будет. Катание с этой новой системой означает продвижение вперед не за счет чьего-то ухода, а исключительно благодаря собственным способностям».

На изменение системы подсчета баллов Международная федерация решилась после многолетних споров, кульминацией которых стал скандал на зимней Олимпиаде – 2002 в Солт-Лейк-Сити, когда канадская пара вначале уступила, а затем разделила золото с россиянами. Сейчас Хайт и Шахновский тренируются в Симсбери, штат Коннектикут, под руководством российского тренера Татьяны Тарасовой. В Галифаксе они успешно откатали произвольную программу и, благодаря этому успеху, поднялись в общем зачете мировой серии с четвертого места на третье, заработав 200,97 балла, при том, что их наилучший питтсбургский показатель (204,32 балла) оказался недостаточным для того, чтобы обойти французскую пару.

Галит и Сергею по 29 лет, и они катаются вместе с 1994 года. Хайт родилась в Израиле, выросла и получила образование в Соединенных Штатах. Фигурным катанием занялась в девятилетнем возрасте, влюбившись в этот вид спорта, когда родители однажды взяли ее на каток в Нью-Йорке. Выступая вначале в одиночном разряде, Галит встретилась с известным тренером Натальей Дубовой. Произошло это во время поездки в Россию, где отец ее открыл тренировочный комплекс для фигуристов. Дубова предложила девушке испытать себя в танцах на льду. Так Галит начала выступать с российским фигуристом Максимом Севостьяновым, с которым приняла участие в чемпионате США 1994 года. «Мы катались за США и заняли шестое место в стране уже в нашем первом сезоне. Но у Севастьянова не было желания продолжать, а мне хотелось кататься на двух Олимпиадах (1998 и 2002). Я должна была принять решение», — рассказывает спортсменка.

Галит вернулась в Израиль на каток в Канадском центре в Метулле, где и встретила Шахновского. «Мы подготовились к нашему первому мировому чемпионату за три месяца, — вспоминает она. — Но когда откатали все квалификации в Бирмингеме, узнали, что не можем принимать участие в соревнованиях, потому что Сергей в том году выступал за Россию на чемпионате Европы, а правила запрещают кататься за две страны в течение одного года».

Чтобы поскорее забыть об этом разочаровании, пара приступила к длительным тяжелым тренировкам. А к 1998 году они заняли 14-е места на Олимпиаде и чемпионате мира и двенадцатое — на чемпионате Европы. Продолжением этого прогресса стали пятое место на мировом первенстве 2000 года и статус первых израильских фигуристов, завоевавших бронзовые медали на чемпионате мира в 2002-м. В том же году они стали шестыми на Олимпийских играх.

Москвич Шахновский эмигрировал в Израиль всего за месяц до встречи с Галит. «Я занимался танцами на льду в России, — рассказывает Сергей; именно Россию он представлял, выиграв чемпионат мира среди юниоров в 1993 году, — однако моя партнерша (Екатерина Свирина, — Й. Ш.) не пожелала уехать вместе со мной. Времена, на которые пришелся мой отъезд, для евреев были не самыми лучшими, но, думаю, мои родители и дедушки с бабушками пережили гонения куда более сильные».

Сергей признается, что приехал в Израиль без намерения продолжать заниматься фигурным катанием, но когда его попросили «попытаться с Галит», попытался и вот уже десять лет катается вместе с ней. Вместе они планируют кататься, по крайней мере, до Олимпиады 2006 года и надеятся до этого времени выиграть золотые медали на турнирах серии Гран-При и на чемпионатах мира.

Борис Хайт, отец Галит и президент Израильской федерации фигурного катания, отвечая на вопрос, почему пара израильских фигуристов тренируется в Коннектикуте, был предельно откровенен: «Если ты хочешь чего-то достичь, тебе нужны тренеры. Вы сами видите, что канадцы катаются во Франции. Фигуристы едут туда, где есть другие фигуристы и хорошие тренеры. У нас же достаточно хороших тренеров или достаточно высококвалифицированных фигуристов нет. В Израиле вообще всего 25 фигуристов». Борис Хайт отметил, что каток в Метулле, ко всему прочему, перегружен фигуристами-любителями. «Часть нашей проблемы состоит в том, что каток, как нам говорят, должен приносить деньги, — объясняет он. — Государство денег на фигурное катание не дает, поэтому у нас нет достаточных средств на развитие спорта».

Выступая за Израиль, Сергей и Галит практически не ощущают никакого давления. «Нас никогда не освистывают, и не было такого, чтобы из-за конфликта на Ближнем Востоке публика реагировала на наши выступления негативно , — говорит Хайт. — Мы представляем нашу страну. И это — честь».

См. также:

Израильские фигуристы Галит Хаит и Сергей Шахновский проводили Ягудина из спорта

Израильские фигуристы завоевывают мир



Йорам Шпыркин

{* *}