Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
20.09.2022
Самый частый вопрос, которым журналисты донимали Сью Берд на заре ее спортивной карьеры, звучал так: «Ок, ваша фамилия Берд, и вы занимаетесь баскетболом. Вы, наверное, родственники с Ларри Бердом?» Ларри Берд был одним из самых титулованных игроков НБА всех времен. И каждый раз Сью терпеливо отвечала: «Нет, мы не родственники, а одинаковые фамилии – просто совпадение. Скажу больше: Ларри – ирландец, а я еврейка». Она еще шутила, что это очень хорошо, что ей досталась одна фамилия со знаменитым баскетболистом: «А могла бы разделить ее с каким-нибудь серийным убийцей или кем-то еще».
Шло время, и вопрос о сходстве фамилий теперь впору задавать самому Ларри Берду: «А вы случайно не родственники со Сью?» За 25 лет эта девушка из еврейской семьи стала лучшей в истории женского баскетбола. Пять раз она побеждала на Олимпийских играх, столько же – в первенствах Евролиги. И еще четыре раза на чемпионатах мира – и это если брать в расчет только международные соревнования. Помимо них Берд трижды становилась чемпионкой ВНБА – Американской женской баскетбольной ассоциации, пять раз чемпионкой России и трижды – обладательницей российского Кубка.
«Увидь я себя 41-летнюю, когда была совсем девчонкой, ни за что не поверила бы», – будто удивляется собственным достижениям Берд, которая недавно объявила о завершении спортивной карьеры. Но есть и еще кое-что. В связи с ее уходом «на пенсию» еврейские мальчики и девочки оставляют послания в соцсетях – часть из них публикует еврейское издание Forward: «Сью Берд показала мне, что значит гордость», «Она “узаконила” профессиональный женский спорт», «Она поднялась на самую вершину, но при этом говорит о вере», «Она вдохновляет меня».
На самом деле, Сью Берд никогда не была иудейкой в полном смысле слова. Ее мать была католичкой, а отец Гершель Берд – потомком еврейских эмигрантов c Украины. Сью родилась в 1980 году в штате Нью-Йорк и, по ее словам, «росла в атмосфере двух религий»: «Я не причисляю себя к какой-то конфессии. Но уверена, что увидела лучшее из двух миров. Иудаизм и католичество проросли в меня на уровне ДНК», – говорила она. У Берд не было бат-мицвы, а ее детский друг Брэд Барнетт, который играл вместе с ней на дворовой баскетбольной площадке, признавался, что долгое время думал, что она – мальчик: «Она носила короткую стрижку и шорты. Я очень удивился, когда потом увидел ее в платье».
Восхождение Сью Берд в мире баскетбола началось в конце 90-х, когда девочке – на тот момент еще учившейся в школе – вручили сразу три спортивные награды. Ее признали лучшим игроком штата, лучшим игроком года по версии издания New York Daily New – и выдали премию Ассоциации женских баскетбольных тренеров. За то, чтобы после школы заманить талантливую баскетболистку к себе, боролись ведущие университеты США – в их числе Стэнфорд (Калифорния) и Вандербильт (Теннесси). Но в итоге Берд предпочла им Университет Коннектикута.
Старт, впрочем, выдался неудачным: в самом начале дебютного сезона за Uconn Берд получила разрыв коленных связок и сыграла лишь в малой части игр. Но зато в следующие три года она выдавала победы на-гора. В 2000-м ее команда выиграла университетский турнир NCAA. За весь сезон с Берд команда уступила всего одну игру, а в конце 2001-го вообще перестала проигрывать, завершив год с результатом 39-0. В 2002 году Uconn вновь стал лидером турнира NCAA.
Сью буквально завалили титулами – так ярко она блистала: в числе прочих отдельную награду как «Лучшей в сезоне» выдал концерн Honda, который был спонсором университетского чемпионата. «Удивительно. Она невысокая, всего 175 сантиметров, некрупная – около 65 кг. Но при этом тащила на себе всю команду», – вспоминала ее одноклубница. «Тащить» – это то, что получалось у компактной Сью Берд лучше всего. В 2002-м ее выбрал на драфте клуб Seattle Storm из ВНБА. В том же году она впервые появилась в символическом Матче всех звезд – и была его постоянной участницей вплоть до 2022-го. Вместе с Берд Seattle Storm четырежды становился чемпионом страны.
Параллельно национальная сборная США, куда Сью позвали еще в 2000-м, установила «мировую гегемонию в мире женского баскетбола». «Команда женщин выглядит машиной-убийцей. Она даже лучше, чем команда мужчин, а такое и представить сложно», – писали журналисты и оказывались правы. Начиная с 2004-го сборная баскетболисток США побеждала во всех пяти Олимпиадах – начиная с Афин и заканчивая играми в Токио в 2020-м. «Про то, какая Сью на площадке, лучше всего рассказывал ее отец. Он говорил: вот она стоит, и у нее такой вид, что она хочет укусить свою соперницу. А Сью такая: “Серьезно? Никогда не замечала этого”. Но она действительно выглядит так», – говорила Сильвия Фаулз, коллега Берд по национальной сборной.
В 2004-м Берд неожиданно подписала контракт с московским «Динамо». С этого началось ее турне по России, которое с перерывами длилось почти десять лет. Из «Динамо» ее в 2006 году «увёл» в московский «Спартак» бизнесмен Шабтай Калманович. Сумма сделки не разглашалась, но сама Берд признавалась, что Калманович платил ей в десять раз больше, чем она зарабатывала в ВНБА – и именно годы в России сделали ее миллионершей. Последним клубом американки в РФ стал УМГК из Екатеринбурга. «Мне нравится Екатеринбург. Холодно, да, но я привыкла. Город классный, рестораны классные, команда – ок», – говорила она. «Сью – сдержанная. Она берет эмоции под контроль, но это не значит, что все в ее жизни легко», – говорила Мишель Вопель, журналистка ESPN.
Берд вернулась в ВНБА в 2014-м. На тот момент ей было уже 34 года, и возраст давал о себе знать. «Я начала тот год под девизом “Чувствую себя как дерьмо”. Травмы, усталость, стресс – накопилось все», –рассказывала она. Готовиться к новому сезону в лиге Берд помогала Сьюзен Брошар, бывшая баскетболистка, а ныне физиотерапевт. Результатом их работы стали еще два титула для «Сиэттла» – в 2018-м и 2020-м.
«Она подняла женский баскетбол на небывалую высоту. Сью уходит, но пока нет никого, кто мог бы занять ее место», – горюет издание Sports Illustrated. Берд объявила о завершении карьеры летом, но последний матч сезона сыграла в сентябре. Прощаясь, она не сдержалась и заплакала прямо на арене. Трибуны встали и все то время, что Берд шла в раздевалку, скандировали: «Спасибо тебе, Сью! Спасибо!»