Top.Mail.Ru

Береги кодекс смолоду

01.03.2023

К торгам готовят Кодекс Сассуна от потомка «Ротшильдов Востока». За него хотят получить 50 миллионов долларов.

Давид Соломон Сассун родился в 1880 году в Бомбее – cейчас этот город называется Мумбаи. Его назвали в честь деда, главы еврейской общины Багдада, вынужденного вместе со многими членами общины бежать от преследований в Индию в конце 1820-х. Дед основал деловую империю Сассунов, создав, по сути, «Ротшильдов Востока». Подобно европейским Ротшильдам он назначал на главные посты в своих компаниях тех, кому мог больше всего доверять – сыновей. Сассуны торговали хлопком, шелком и опиумом – он тогда был легален, а еще владели портом в Бомбее, занимались недвижимостью, страхованием и банковским делом. Одним из главных помощников Давида в делах был его седьмой сын Соломон.

Соломон был человеком глубоко религиозным. В его роскошном дворце на Малабарском холме была собственная синагога, а в одной из пристроек располагался хедер. По утрам, перед тем как пойти в свой рабочий кабинет, Соломон читал все 150 псалмов Давида. Жена Соломона Флора тоже была высокообразованной женщиной. Она получила прекрасное еврейское религиозное образование, но при этом закончила и европейскую школу – и знала шесть языков. Флора переписывалась с ведущими сефардскими и ашкеназскими раввинами, а еще публиковала статьи в нью-йоркской газете The Jewish Forum.

И вот единственным сыном Соломона и Флоры, помимо двух дочерей – Рошель и Мозель, был как раз Давид Сассун. Свою коллекцию еврейской религиозной литературы он начал собирать еще в восемь лет – отправился гулять с воздушным змеем, а вернулся с выменянной на него редкой «Книгой Руфь» на арабском. Сам Давид к тому моменту уже знал наизусть весь сидур – и почти весь Танах.

Через год его имя впервые появилось в прессе: его письмо в редакцию напечатала еженедельная газета «Маггид меишарим», издававшаяся в Калькутте. А еще через пять лет, когда Давиду было 14, скоропостижно скончался его отец. Жена и дети болели корью и не смогли быть рядом с Соломоном в последние часы его жизни.

После смерти Соломона его вдова стала одной из первых в истории бизнес-леди, управляя всеми семейными компаниями в Бомбее. Но ей активно помогал Давид. Он по-прежнему интересовался книгами, но не забывал осваивать и другие навыки: научился скорописи, плотницкому делу, езде верхом, стрельбе и кошерному забою птицы.

В 1901 году, когда головная компания David Sassoon&Co была преобразована в акционерное общество, братьям Соломона удалось лишить Флору Сассун места в совете директоров. Она могла бы создать собственную фирму, у нее было достаточно денег для этого. Но возникла другая проблема – ее младшая дочь Мозель была тяжело больна. Врачей, способных помочь, легче было найти в Лондоне, чем в Бомбее. Так Флора с детьми переехала в Англию.

Она купила особняк в лондонском районе Майфэр – дом 32 по Брутон-стрит посещали представители британской аристократии и еврейские религиозные деятели. Газета London Daily Chronicle писала, что ничего подобного нет нигде в мире. Флора и ее дочь Рейчел были гостьями на коронации нового монарха Британской империи Эдуарда VII.

Давид учился в лондонской иешиве и в Колледже Святого Петра в Оксфорде. Но главным делом жизни он считал исполнение одной из 613 заповедей – написать или приобрести свиток Торы. Священные книги в рукописном и печатном виде он приобретал по всему миру: в Германии, Италии, Йемене, Сирии, Индии и Китае. В Каире в 1902 году он купил несколько рукописей, найденных в Каирской генизе, в том числе фрагмент «Мишне Тора» с рукописными пометками на полях, сделанными самим Рамбамом.

Целых десять лет ушло у него на то, чтобы приобрести так называемую «Библию Фархи» – написанный каллиграфическим почерком и содержащий более 350 иллюстраций Танах, который Элиша Крескас из Прованса создавал 17 лет, с 1366 по 1383 год. Книга эта уникальна тем, что в ней есть имена многих женщин, которые отсутствуют в Торе, но есть в раввинской литературе – например, жен Каина, Авеля и Мафусаила.

В 1923 году Давид Сассун купил в сирийском Алеппо рукопись лирических стихотворений Шмуэля ха-Нагида, визиря Гранады, лидера испанского еврейства в начале XI столетия. Стихи были переписаны в конце XVI века итальянским раввином Там Бен Гедалией ибн Яхьей. Из 1743 стихотворений около 1500 ранее были неизвестны. Из-за этого сборника у Сассуна возник конфликт с Хаимом Нахманом Бяликом. Дело в том, что Сассун был не просто собирателем рукописей, но и их исследователем. В 1926 году он предоставил издательству Бялика право копировать и публиковать манускрипт. Некоторое время спустя Сассун обнаружил, что начальные строки нескольких стихотворений ха-Нагида цитируются в справочнике Израиля Давидсона, а еще – в статье Давида Елина. Оба они получили тексты от Бялика. Сассун посчитал это нарушением условий контракта и разорвал отношения с издательством Бялика. Трехтомник стихов ха-Нагида в итоге был опубликован в издательстве Оксфордского университета.

В 1929 году Давид Сассун купил за 350 фунтов стерлингов самую ценную книгу в своей коллекции. Сейчас ее называют Кодексом Сассуна. Это старейший, почти целиком сохранившийся Танах, датируемый концом IX – началом X века. В нем не хватает всего нескольких листов. В Кодексе Алеппо, относящемся примерно к тому же времени, отсутствует примерно треть листов. Самый ранний целиком уцелевший Танах на иврите – так называемый Ленинградский кодекс, который сейчас хранится в Российской национальной библиотеке, почти на столетие моложе.

Как и в Бомбее, в лондонском доме Сассунов была собственная синагога. Вместе с матерью и женой Давид занимался благотворительностью – финансировал лондонскую иешиву «Эц Хаим», помогал евреям Эфиопии, переводил деньги парижской больнице, в которую в 1937 году был госпитализирован Любавичский Ребе. С началом Второй мировой войны помогал евреям, бежавшим в Великобританию из Европы, даже принимал беженцев в своем доме.

После аншлюса Австрии в 1938 году Давид принял решение переместить самые ценные книги в безопасное место – сейфохранилище одного из лондонских банков. В своем дневнике он записал: «Я обнял и поцеловал их, прижал их к глазам – глазам, которые озарял их свет, – а затем распростился с ними, спрашивая себя: когда они вернутся ко мне?» Предчувствие оказалось правильным. В 1940 году дом в Лондоне пострадал от бомбардировки. Семья переехала в сельскую местность – там было безопаснее. В 1942 году Давид Сассун скончался. К концу жизни в его коллекции насчитывалось около 1300 рукописей и печатных книг на иврите и самаритянском языке.

Его библиотека перешла в распоряжение сына – раввина Соломона Давида Сассуна, который в 1970 году приехал с семьей в Израиль. К сожалению, сохранить уникальную коллекцию наследникам не удалось – часть была продана в несколько приемов с аукциона Sotheby’s.

16 мая состоится очередной аукцион. На торги будет выставлен Кодекс Сассуна. В настоящее время хозяином книги является Джекоб Сафра –совладелец международной банковской империи Safra Group. Ожидается, что Кодекс Сассуна будет куплен за 30–50 миллионов долларов. Перед аукционом великая книга совершит мировое турне – её можно будет увидеть в Лондоне, Тель-Авиве, Далласе, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.

{* *}