Top.Mail.Ru

Снимать заразно

27.10.2023

От последнего, 50-го по счёту фильма Вуди Аллена все ждали великих откровений. Но получили французский шик под лёгкий джаз. Зато теперь 87-летний режиссёр хочет снимать ещё.

Юбилейный, пятидесятый фильм Вуди Аллена «Счастливый случай» идет в российском прокате под названием «Великая ирония». И это очередное признание режиссёра в любви к Парижу. В фильме французские актеры играют французских героев – и говорят на своем родном языке, которого, кстати, Вуди Аллен не знает. По его мнению, «когда актер играет хорошо, это понятно и без знания языка».

Операторская работа великого Витторио Стораро обеспечивает фильму сияющую, ясную картинку, так что вся экранная жизнь героев постоянно блистает – вне зависимости от того, что они переживают. Под стать картинке и легкий джазовый саундтрек. Главной музыкальной темой стала знаменитая Cantaloupe Island Хэрби Хэнкока – это абсолютно беспечная композиция, позволяющая зрителю совершенно не сопереживать героям, оставаться просто наблюдателем. «Все, что вы видите, совершенно несерьезно», – вроде как сообщает нам Вуди Аллен.

Все в фильме как будто светится изнутри

Все в фильме как будто светится изнутри

Счастливый случай происходит с молодым писателем Аленом. Он внезапно встречает на парижской улице свою бывшую одноклассницу Фанни, в которую когда-то был тайно влюблен. Юношеские комплексы ему больше не мешают, и Ален пускается в ухаживания, презрев замужнее положение Фанни. Что режиссер видит в Алене себя, говорит не только имя персонажа. В одной из сцен писатель появляется в любимой одежде Вуди – вельветовой, мешковатой, вневременной. Вот только актеру Нильсу Шнайдеру в этом образе не слишком комфортно. В отличие от Вуди Аллена он не обладает природной неуклюжестью и трогательной нелепостью, а только старается их изобразить.

Все в фильме происходит под беспечный джаз

Все в фильме происходит под беспечный джаз

Фанни оказывается в отношениях с Аленом словно бы незаметно для себя. Она просто позволяет событиям происходить, внешне всегда оставаясь безупречно прекрасной. Образ Фанни – тоже прямая отсылка к кино времен молодости режиссера. Актриса Лу де Лааж чрезвычайно похожа на молодую Жанну Моро, и даже девичья фамилия у героини такая же. А ее имя у знатоков французского кино сразу ассоциируется с Фанни Ардан.

Писателя в фильме режиссер сделал похожим на себя

Писателя в фильме режиссер сделал похожим на себя

Замыкает любовный треугольник обманутый муж, который, впрочем, и сам не то чтобы очень искренен с близкими. Поначалу об этом персонаже по имени Жан Фурнье трудно сказать что-то определенное, кроме того, что он очевидно богат. Но затем мы узнаем о таинственном исчезновении его делового партнера, а после видим в одной из комнат квартиры Жана гигантский макет железной дороги. Это клише из американского кино – признак душевного расстройства. Все-таки Вуди Аллен американец, хоть и играет не на своей территории.

Актёры — как большие куклы

Актёры — как большие куклы

В дальнейшем темная натура Жана еще даст о себе знать, но действовать он будет исподтишка. Роль мужа досталась Мельвилю Пупо – знаменитому, опытному актеру, работавшему с Франсуа Озоном и Эриком Ромером. Интересно, что в 2023 году на экраны помимо «Великой иронии» вышло еще два фильма, в которых Пупо играет вредных для здоровья мужей – «Только ты и я» Валери Данзелли и «Жанна Дюбарри» Майвенн.

Обманутый муж в фильме — личность тёмная

Обманутый муж в фильме — личность тёмная

В одном из интервью Вуди Аллен откровенно рассказал, что снял свой 50-й фильм прежде всего для себя: «Я подумал: сделаю себе такой подарок – притворюсь французским режиссером. Французы всегда меня поддерживали, начиная с моего дебюта “Хватай деньги и беги”, который очень хорошо прошел в Париже». И действительно есть ощущение, будто режиссер просто играет, используя актеров как больших кукол. Так и его величество случай играет с человеческими жизнями, пусть даже люди, такие как Жан, считают себя хозяевами своей судьбы.

Аллен работал с любимыми французами

Аллен работал с любимыми французами

Сам Вуди Аллен спорить с судьбой не склонен, принимая условия игры как должное. Из-за тлеющего уже много лет скандала с сексуальным подтекстом он потерял возможность снимать кино в Америке. Но Европа его пока не отвергла, так что режиссер просто остается собой за границей. Несмотря ни на что, он считает себя счастливчиком: «Мне очень везло с самого начала. Удача, что я вообще стал режиссером. При этом я ничего особенного не делал, просто из ниоткуда появлялись возможности – и я ими пользовался. Мне довелось работать с фантастическими людьми. У меня замечательная семья: дочери, прекрасная жена. Честно, мне не на что жаловаться. Даже здоровье у меня оказалось крепким». Досаду у Аллена вызывает только короткий современный кинопрокат, ведь когда-то его картины крутили на больших экранах месяцами.

Станет ли «Великая ирония» последним фильмом Вуди Аллена, пока неясно. В начале съемок он заявлял, что так и будет. После их окончания признался, что в планах все же есть еще несколько проектов.

{* *}