Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
21.05.2024
В конце апреля иранская волейболистка Мобина Ростами написала в соцсетях: «Как иранке, мне очень стыдно за нападки властей на Израиль. Но вы должны знать, что народ в Иране любит Израиль и ненавидит Исламскую Республику». После этого она пропала без вести. Ее нет дома, ее аккаунты в соцсетях заблокированы – где может находиться Мобина, не знают даже ее родители. Друзья волейболистки полагают, что ее арестовали. «Только Б-г знает, какая судьба ее ждет», – пишут пользователи, переживая за ее судьбу.
Мобина Ростами – член национальной сборной Ирана по волейболу. Она написала свой пост после беспрецедентной атаки Ирана на Израиль. 13 апреля со стороны Исламской Республики было выпущено более 300 снарядов. Таким был ответ Ирана на авиаудар израильских ВВС по так называемому «консульству» в Дамаске. «По нашим данным, это не было ни консульством, ни посольством. Это была военная база сил КСИР, замаскированная под гражданское строение», – заявил тогда пресс-секретарь ЦАХАЛа Даниэль Хагари.
Мобина Ростами написала свой отчаянный пост, находясь в Тегеране – и, вероятно, осознавая последствия. Ее сообщение со словами поддержки перепостили посольства Израиля по всему миру. «Познакомьтесь со смелой девушкой, которая не побоялась выступить против нападения Ирана на Израиль и бросила вызов режиму аятолл», – написал израильский дипломат Яки Лопес. По мнению журналистов еврейского издания Israel Hayom, Ростами сегодня может находиться в одной из тегеранских тюрем, где содержат политзаключенных. Высказывание в поддержку Израиля по иранским законам может быть приравнено к «политическому диссидентству», «измене» и «преступлению против государства» – максимальным наказанием за эти проступки является смертная казнь. Только в 2024 году в Иране казнили как минимум четырех человек, которых обвинили в сотрудничестве с Израилем. Правда, в их случае речь шла о предполагаемом шпионаже в пользу «Моссада», а не об интернет-посте в поддержку Израиля.
После атаки 13 апреля по социальным сетям прокатилась целая волна поддержки Израиля со стороны иранских спортсменов. Правда, в отличие от Мобины Ростами, большинство из них писали посты, находясь за пределами родины. «Мы – иранский народ, и мы не имеем ничего против любого другого народа, страны или религии. Мы поддерживаем евреев и Израиль, считаем их своими друзьями. Но, к сожалению, в настоящее время наша страна находится в плену у преступного режима, который диктует свою повестку», – написал Вахид Сарлак, экс-тренер сборной Ирана по дзюдо, который вот уже несколько лет живет в Париже. Во французской столице он тренирует борцовскую команду иранских беженцев.
Сарлака поддержали футболисты. «Мы – Иран, а не Исламская Республика», – написал Али Карими, экс-игрок немецкой «Баварии» и один из самых известных иранских футболистов в мире, которого называли «Марадоной Востока». Карими, который сегодня живет в Дубае, сопроводил свой пост фотографией, на которой Израиль и Иран изображены в виде одного кулака с флагами двух стран.
К Карими присоединился другой экс-футболист сборной – Милад Заниндпур. «Эта война не имеет ко мне никакого отношения. Она не представляет ни меня, ни мое мнение. Я не Исламская Республика, и я считаю, что режим начал атаку только из соображений политического выживания. Сколько денег вы потратили на это нападение? Экономика в плохом состоянии, а они тратят миллионы на пуски ракет», – написал 38-летний спортсмен, который сегодня играет в Финляндии.
Внутри Ирана спорт остается максимально идеологизированной антиизраильской платформой. Еще в 2021 году верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи призвал спортсменов «не пожимать руку израильтянам ради получения медали». А чуть раньше парламент Ирана принял законопроект о запрете соревнований с израильтянами в рамках международных турниров. «Если это приведет к дисквалификации иранских спортсменов или команд, пусть лучше они останутся в дисквалификации. Идеологические принципы важнее спортивных состязаний», – сказал Мохаммед Азизи, депутат и один из инициаторов закона.
Летом 2023 года – за несколько месяцев до атаки ХАМАСа на Израиль – под каток законопроекта о «спортивном бане» попал штангист Мостафа Раджаи. На соревнованиях в Польше он не только совершил запретный акт рукопожатия с израильским спортсменом Максимом Свирским, но и встал с ним на один пьедестал. Федерация тяжелой атлетики Ирана пожизненно дисквалифицировала Раджаи. Ему запретили соревноваться и посещать любые спортивные объекты в стране, заявив, что тот «перешел красные линии, установленные Исламской Республикой». Заодно тогда уволили и главу иранской делегации на выезде тяжелоатлетов в Польшу.
В феврале 2024-го Иран сделал попытку надавить и на израильский футбол. Местная федерация направила письмо в ФИФА с призывом отстранить сборную Израиля от всех международных соревнований. Призыв поддержали больше десятка ближневосточных стран – среди них Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Бахрейн, Ливан, Ирак и Иордания. А в конце апреля один из главных футболистов сборной Ирана Рамин Резаэян публично «отпраздновал» в соцсетях ракетную атаку на Израиль. Он опубликовал картинку вооруженных всадников, несущих флаг страны, и написал, что «горд за родину» и что «Иран никогда не платит выкуп – но всегда сражается».
Несмотря на официальную антиизраильскую риторику, отношение большинства рядовых иранцев к Израилю скорее нейтральное, чем враждебное. Так считает, например, востоковед Никита Смагин, который в течение нескольких лет был корреспондентом агентства ТАСС в Тегеране. «Есть картинка, которая дается в иранских официальных СМИ, которую они пытаются транслировать. Это, разумеется, как обычно, митинги с сожжением израильских флагов. Но при этом нужно понимать, что иранцы – большие профессионалы в создании подобных картинок. Я неоднократно видел, как это делается», – рассказывал Смагин в одном из недавних интервью. По его мнению, власти Ирана попросту используют Израиль, чтобы отвлечь население от местных проблем – в первую очередь от инфляции. «Смерть Израилю – это гораздо более эффективный лозунг за пределами Ирана, чем внутри него», – подчеркнул востоковед.
Это мнение частично подтверждает стихийный бунт иранских болельщиков на футбольном матче в Тегеране в октябре. Тогда сотни местных фанов потребовали убрать с трибун палестинские флаги. Таким образом они выступили против резни ХАМАСа, которую поддержало правительство Ирана. На видео, ставшем вирусным в интернете, видно, как болельщики скандируют: «Возьмите этот палестинский флаг и засуньте себе в задницу!» Но, увы, все это вряд ли повлияет на судьбу волейболистки Мобины Ростами. Публичный голос за Израиль по-прежнему приравнивает человека в Иране к предателям и врагам народа. Навряд ли это изменится и после того, как иранцы выберут нового президента – это должно произойти в течение следующих 49 дней: вчера, 20 мая, официальные лица подтвердили гибель президента Эбрахима Раиси в авиакатастрофе. Смерть Раиси мало что может изменить, потому что политику Ирана диктует аятолла Али Хаменеи. Он по-прежнему цел и невредим. И уже заявил, что с управлением государства «сбоев не будет». И тем не менее стягивает к столице военных – на случай масштабных протестов.