Top.Mail.Ru

Еврейка в сомбреро

04.06.2024

Мексика теперь пойдёт вперёд под женским и еврейским началом. Но станет ли эта болгарская еврейка топить за Израиль?

Клаудия Шейнбаум уверенно победила на выборах президента Мексики – за нее, по предварительным подсчетам, проголосовали 60 процентов избирателей. А за ее главного конкурента – не более 30. И нет, на результат выборов не повлияла еврейская община – в Мексике на почти 130 миллионов населения приходится лишь 40–50 тысяч евреев. И тем не менее это первая еврейка на посту президента во всей Америке. И вот как это получилось.

1920-е годы в Мексике были временем «ашкеназской» волны иммиграции. Наблюдая, как США ограничивают въезд для «определенных групп», в том числе для евреев, тогдашний президент Мексики Плутарко Элиас Кальес поступил ровно наоборот. Он объявил, что его страна готова принять 10 000 евреев. Популярный американский журналист Артур Брисбейн написал по этому поводу: «Прибытие 10 000 евреев будет означать, что 10 000 людей с высоким интеллектом внесут свой вклад в развитие мексиканской индустрии, торговли и финансовой сферы. Кальес – думающий человек. Он знает, что случилось с Испанией и Португалией, когда те оказались настолько глупы, чтобы изгнать евреев. И помнит, что Голландию и Англию, принявших этих евреев, ждал расцвет».

Вот как раз в числе этих десяти тысяч были прибывшие из Литвы бабушка и дедушка Клаудии по отцовской линии. Ее отец Карлос Шейнбаум Йоселевиц родился в 1933 году уже в Мексике, в Гвадалахаре. Еврейская община этого города насчитывала несколько сотен семей. Дедушка Клаудии открыл ювелирный магазин, но при этом симпатизировал подпольной Коммунистической партии. Правда, чтобы не навлечь беду на семью, активным коммунистом не был. В семье говорили на идише, отмечали еврейские праздники, готовили блюда ашкеназской кухни. Отец Клаудии выучился на инженера-химика в Университете Гвадалахары и какое-то время после занимался мелким бизнесом – его фирма изготавливала средства для загара. Потом он переехал из Гвадалахары в Мехико.

Бабушка и дедушка Клаудии по материнской линии – сефарды из Софии, столицы Болгарии. Они приплыли в Мексику в 1940 году. Через месяц в Болгарии были приняты антисемитские законы по образцу гитлеровской Германии. Ну, а тем временем у новоприбывших в Мехико родилась дочка Анни. Вскоре она пошла учиться в еврейскую школу, а после поступила в Национальный автономный университет Мексики (НАУМ) – и проработала там всю жизнь. Академический стаж доктора биохимии Анни Пардо Семо, мамы Клаудии – 51 год. Она – заслуженный профессор факультета клеточной биологии, автор и соавтор почти 300 научных работ. Сфера научных интересов – клеточные и молекулярные механизмы, вызывающие болезни легких.

Родители Клаудии придерживались либеральных взглядов. В 1960-е годы они участвовали в демонстрациях в поддержку кубинской революции, а позже – и в студенческих волнениях 1968 года. Клаудия Шейнбаум родилась 24 июня 1962 года. У нее есть старший брат Хулио, ученый-физик, и младшая сестра, про которую мало что известно, кроме того, что она живет в Лос-Анджелесе.

В отличие от матери Клаудия ходила в детстве в обычную светскую школу. Но затем, так же как и мать, поступила в НАУМ. Под влиянием старшего брата девочка увлеклась физикой. Несколько лет назад Клаудия сказала в интервью: «Изучая физику, учишься искать причины явлений. Почему что-то происходит. Это основополагающий принцип для политики». Но в политику она пришла не сразу. На старших курсах университета девушка разработала проект экологичной печи для сельских жителей. Такую печь можно топить не дровами, а различными отходами. После университета она четыре года училась в докторантуре Калифорнийского университета, изучая потребление электричества в Мексике и в других странах. Получив докторскую степень, в 1995 году Шейнбаум вернулась в Мексику и поступила на работу в Институт машиностроения, входящий в состав НАУМ.

Еще в студенческие годы Клаудия Шейнбаум стала сторонницей Партии демократической революции. В 2000 году лидер этой партии Андрес Мануэль Лопес Обрадор был избран мэром Мехико. Он пригласил Шейнбаум на должность министра экологии. На этом посту она проработала шесть лет, взяв ответственность за экологическую составляющую двух крупных транспортных проектов начала нулевых – создания «Метробуса», то есть автобусов, передвигающихся по выделенным линиям, и строительства кольцевой автодороги. Благодаря «Метробусу» в мексиканской столице значительно улучшилось качество воздуха: часть жителей предпочла ездить наконец на общественном транспорте, а не стоять в автомобильных пробках.

Когда Лопес Обрадор проиграл следующие выборы и покинул свой пост, Шейнбаум вернулась в университет. И вновь занялась проблемами экологии. Она публиковала статьи в научных журналах и участвовала в деятельности Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) – в 2007 году участников группы наградили Нобелевской премией мира.

В 2011 году Лопес Обрадор создал Движение национального возрождения, или кратко – по первым буквам испанского названия, партию «Морено». Клаудия Шейнбаум вступила в ряды этого движения и быстро завоевала популярность. Другой участник движения – профессор Альфредо Халифе-Раме, известный антисемит, обвинил Клаудию, что она тесно связана со строительными компаниями, которыми владеют евреи. Шейнбаум не стала отвечать на обвинения. Но местные политические обозреватели обратили внимание, что Халифе-Раме «разоблачил еврейский заговор» в то время, когда Лопес Обрадор готовился к участию в президентских выборах и хотел включить Шейнбаум в состав своего будущего кабинета.

В 2015 году Клаудия Шейнбаум стала руководителем одного из районов мексиканской столицы. А в 2018 году – мэром Мехико. На выборах она в пух и прах разгромила своих шестерых конкурентов: за нее проголосовало более 50% избирателей. Это была двойная победа – ни женщины, ни евреи на этот пост ранее не избирались. Вскоре после вступления в должность она представила шестилетний план улучшения экологии столицы: высадить 15 миллионов деревьев, построить новый завод по переработке бытовых отходов, обеспечить каждый дом питьевой водой, модернизировать метро, построить 200 километров велосипедных дорожек, сократить выбросы в воздух вредных веществ на 30 процентов. Руководя городом, она не забывала и о научной работе. К настоящему времени в ее активе более 100 статей и две книги по энергетике, экологии и устойчивому развитию.

В 2018 году ее политического покровителя Лопеса Обрадора избрали президентом Мексики на шесть лет. Занимать эту должность можно только один раз, поэтому уже в июне 2023 года Клаудия Шейнбаум ушла в отставку с поста главы правительства Мехико и заявила о намерении баллотироваться в президенты. Вскоре после того, как Шейнбаум заявила о президентских амбициях, политические соперники запустили слух, что она родилась в Болгарии – и поэтому не имеет права избираться в президенты. Тогда Клаудия опубликовала фотокопию своего свидетельства о рождении. И сопроводила ее текстом: «Во мне больше мексиканского, чем в моле». Моле – это используемый в мексиканской кухне острый соус.

В итоге Шейнбаум была выдвинута в президенты коалицией «Продолжим творить историю», в которую вошли три левых партии, в том числе и правящая «Морено». «Я готова стать первой женщиной в истории Мексики, которой доверят в руки судьбу нации», – заявила Шейнбаум и активно включилась в предвыборную гонку. Несмотря на все свое экологическое прошлое, она не стала продвигать «зеленую» повестку. Наоборот, как и президент Лопес Обрадор, она заявила о желании вливать миллиарды в нефтяной сектор.

Но вообще главным пунктом ее предвыборной программы стала борьба с преступностью. На посту мэра Мехико ей удалось значительно снизить показатели умышленных убийств – и она намерена распространить этот опыт на всю страну. Мексике это жизненно необходимо: ежегодно в стране совершаются 30–35 тысяч умышленных убийств. Только в ходе последней предвыборной кампании – а 2 июня в Мексике выбирали и президента, и губернаторов, и депутатов – были убиты 37 кандидатов.

Интересно, конечно, и то, как Шейнбаум выстроит внешнюю политику Мексики. Так, несмотря на свое еврейство, тему Израиля она предпочитала в последнее время обходить стороной. Всего несколько дней назад Мексика неожиданно присоединилась к иску ЮАР в Международном суде ООН – и теперь тоже обвиняет Израиль в геноциде в Газе. Это пока что рушит красивую теорию, что

Мексика с Шейнбаум во главе могла бы стать второй «проеврейской» страной в Южной Америке – первой с конца 2023 года, когда выборы в президенты выиграл Хавьер Милей, уверенно является Аргентина.

{* *}