Top.Mail.Ru

Есть ли еврейская жизнь на Марсе?

30.06.2006

velvl.jpgНа этой неделе в Берлин приехал американо-израильский эпидемиолог Велвл Грин. В столице Германии ученый из израильского университета имени Бен-Гуриона прочитал лекцию о перспективах обнаружения жизни (возможно даже и еврейской) на Марсе.

Грин путешествует по Европе с лекциями о Любавическом ребе Менахеме Мендле Шнеерсоне, который скончался в Нью-Йорке 12 лет назад. В своих выступлениях он рассказывает об огромной работе, которую проделал Ребе за годы своей насыщенной жизни. И иллюстрирует лекции примерами из собственного опыта.

Тридцать лет назад, к примеру, Грин работал над проектом НАСА по изучению возможностей обнаружения жизни на Марсе. В 1972 году там совершили посадку два космических корабля «Викинг». «К тому времени, когда второй космический аппарт сел на красной планете, наши насавские боссы дали нам указание готовиться к настоящему заданию — нужно было направить пилотируемый корабль к ближайшему от нашей галактики солнцу», — рассказывает ученый.

Полет к системе альфа Центавра был лишь теоретическим проектом, однако требовал для своей разработки качественно нового вида мышления. «Даже если бы у нас и был космический корабль, способный перемещаться в тысячу раз быстрее, чем все имеющиеся у нас в настоящее время, нам все равно потребовалось бы 830 лет, чтобы добраться до этой звезды», — отметил Грин.

Проблема заключалась не в том, чтобы туда добраться, а в том, что астронавты, как и все нормальные люди, столько не живут: «И как вернуть их на Землю? Еще 830 лет?.. Иными словами, мы не могли рассматривать отправку туда обычного космического экипажа, в состав которого в 1960-е годы входили только мужчины. Для реализации нашей миссии потребовалось бы отправлять экипаж из мужчин и женщин, готовых “плодиться и размножаться”. Но список проблем этим не исчерпывается: надо было придумать, как их кормить все эти 830 лет в закрытой системе; и что делать с отходами их жизнедеятельности... Но даже если все это продумать до мелочей, в конце концов, неминуемо произойдет другое: некоторые члены экипажа и их отпрыски перестанут ладить друг с другом».

Вот здесь-то и возникает вопрос: как быть с непрактичными социальными вопросами? Эта дилемма и сбила с толку Грина и его коллег. Но еще более неожиданной оказалась реакция их шефа в НАСА. «Мой босс заявил мне, что для получения ответов на все эти гипотетические вопросы, мне придется поучиться у евреев», — вспоминает ученый.

В то время Грин не был религиозным человеком, но после разговора с начальством понял, что евреи, возможно, единственный народ, который пережил одиссею, подобную перелету к альфа Центавра, и только еврейский народ смог сохранить свою культуру и целостность на протяжении нескольких тысяч лет. Передаваемые от поколения к поколению еврейские ценности были ключом к тому, что евреи всегда помнили, откуда они пришли и куда идут.

По словам Грина, передача практических знаний на протяжении 830 лет, хотя и проблематична, но все же возможна. Вот только как рассказать молодым людям о неосязаемом и незнакомом? Грин убежден, что разгадка успеха еврейской диаспоры кроется не в том, что евреи передавали свои знания обществу в целом, но в том, что они передавали их своим собственным детям. Передавали древние ценности. «Передавать неосязаемые понятия от одного поколения к другому нелегко. Объяснить ребенку, который всю свою жизнь провел внутри космического корабля в космическом пространстве, что такое гравитация, — действительно трудная задача. Объяснить вашим детям значение слов “верх” и “низ”, “вперед” и”назад”, “истинное” и “ложное” — это одно. А вот попытка растолковать эти и подобные им неосязаемые понятия чужакам может стать достаточным основанием для того, чтобы вас бросили за решетку или убили».

Передача жизненных ценностей могла бы стать ключом к успеху миссии на альфе Центавра. Но Грин предупреждает, что в цепочке передачи таких знаний или их основ нельзя пропустить ни одного поколения, поскольку при этом неимоверно возрастает риск их утраты. Принимая во внимание факт Холокост и даже факт основания Государства Израиль, Грин все же не считает их самыми ключевыми моментами новейшей еврейской истории. Ученый убежден, что ассимиляция евреев и то, что они перестали передавать древние ценности, на которых три тысячи лет держалась еврейская культура, приводит к быстрому сокращению еврейского населения на планете. По мнению Грина, именно в этом и заключается для современного еврейства настоящая проблема. И если бы не дальновидность некоторых еврейских лидеров, посвятивших себя возрождению еврейской жизни, возможно, еврейская одиссея давно бы уже оборвалась, подобно полету к альфе Центавра.

Йорам Шпыркин

{* *}