Top.Mail.Ru

Евреи Марокко вступили в связь с арабами

27.09.2005

Евреи Марокко вступили в связь с арабамиНа прошлой неделе в Библейском музее Амстердама открылась выставка под названием «Лихоэд Марокко. Совместная история», рассказывающая о «вечной связи» марокканских евреев со страной их исхода.

История Марокко являет собой удивительный пример многовекового гармоничного сосуществования еврей и мусульман, и в обеих культурах можно отыскать немало общего. На выставке с этим необычным названием («лихоеэд» переводится с марокканского арабского как «евреи») представлены оба мира. Различные экспонаты (утварь, одежда, фильмы и фотографии) открывают перед посетителями страницы общей истории двух народов. Как отмечает агентство EJP, целый отдельный зал посвящен традиционной иудейско-марокканской музыке.

Выставка, которая продлится до 15 января 2006 года, проходит в рамках мероприятий, приуроченных к празднованиям в 2005 году 400-летия установления отношений между Марокко и Нидерландами. «При нынешних напряженных отношениях между мусульманами и немусульманами это выставка имеет особую важность, — говорит Янренс Бунстра, директор Библейского музея. — Я полагаю, что для пришедших сюда марокканских посетителей она станет настоящим откровением».

Подавляющее большинство голландских марокканцев составляют мусульмане берберского происхождения. Но, как правило, голландские мусульмане не знают, что евреи и берберы испокон веков мирно проживали в Марокко. А накануне прихода в регион арабской культуры с арабским завоеванием в VIII веке между двумя культурами проходил еще и важный взаимообмен.

«Еврейская община веками была самым важным этническим меньшинством этой страны, — рассказывает Бунстра. — Ее можно разделить на две отдельные группы. Первая — это коренная группа, “тошавим” на иврите, издавна проживала в сельской местности. Вторая — рассеянная группа, “мегурашим”, которые жили, в основном, в городах. “Мегурашим”, изгнанные в XV веке из Испании и Португалии евреи, были богатыми и образованными. Различия между этими двумя группами на выставке хорошо прослеживается».

Станислав Шустерман

{* *}